Сибирские огни, 1988, № 11
ный из армии солдат, сельский учитель, при шедший с Алтая в Москву, да не куда-то, а во ВГИК, входит в столичное житье-бытье, в ту самую жизнь, которую мы теперь так активно перестраиваем. А каково ему было, самородку из захолустья? Посмотрите сно ва на знакомые рассказы. В каждом из них — он, Шукшин. Автор прямо обращает ся к читателю. Раз поверив в себя, в свое призвание, он показал нам нас самих — через себя, своими глазами. И страшное, и смешное, и прекрасное, и нелепое преломи лось в его сознании, прошло через его ду шу, открытую и беззащитную перед нами. И мы увидели себя. Авторская позиция в данном случае не нова, Шукшин продолжает традиции рус ской литературы. Взяв в герои Ваньку-ду- рачка из сказки «До третьих петухов», Шук шин не побоялся дать ему свое лицо, свои мудрые и умудренные глаза. Ванька ли это, отправившийся в поход «до третьих пету хов» и проходящий все искусы как нормаль ный человек, не без потерь; или это Иван, едущий по России и выпутывающийся из любых сложностей, хотя опять таки не без потерь; или это сам Василий Шукшин, с пронзающей сердца болью рассказывающий о том, что принято называть «отдельными уродливыми явлениями нашей жизни...» Я всегда вижу за всеми этими людьми — их автора. Они сливаются, расходятся, но друг без друга, они невозможны. Василий Шукшин во всем — писатель, творец слова, образа. Наше время дало ему богатейшую возможность воплотить слово, образ — зримо. Не случайно фильмы, пос тавленные по его произведениям другими, не получались А ведь Иван Шукшина — это тоже герой нашего времени. Конечно, многие черты, издавна находимые литературоведами в образе народного любимца, присутствуют в героях Шукшина: и кажущаяся простота, и смекалка, и за словом в карман не лезет. Но понимание, мудрость в глазах — это на ше время. И боль за человека, и стремле ние добиться того, чтобы люди осознали; Иван, едущий из дальнего далека в столи цу, такая же личность, как и столичные интеллектуалы,— это тоже наше время. Сострадание к человеку, плата за все своим сердцем — есть у Ф. М. Достоевского. Мне кажется, что народный талант, каким является Шукшин, сравним с лучшими име нами отечественной литературы еще и в том, что он, как все они, хорош и сам по себе, без сравнений. А его роль в нашей жизни, его влияние на нашу культуру? Об этом еще рано говорить. Достаточно того, что Василий Шукшин — был. Созданное им — неотъемлемая принадлежность искусст ва последних десятилетий. Имя его часто упоминается в самых разных работах о современной литературе и искусстве, он никуда не ушел от нас. Он не побоялся дать своим героям собственное лицо, лицо прос того сибирского мужика, он дал им свой взгляд человека, дошедшего до всего своим умом, своим опытом, своей болью. Таким мы его и видим. Мне кажется, будут появляться специаль ные работы, посвященные взаимодействию и взаимовлиянию литературы и кино, лите- рагурй' и теДеФй!^енй‘я, а такгНё'роЛ’Й №лёвй- д й н й ' й ййнб в ув'ёЙйьШйй и умёнОйетРй популярности того или иного писателя, промведения. Заметно, что истинному та ланту экранизация, пусть и сверхудачная, мало что прибавляет, а неудачная мало что убавляет. Хорошо или плохо сняли вот и весь наш комментарий в таком случае. Есть примеры иного плана, о них хочет ся сказать хотя бы несколько слов. Размыш ляя о лицах современников, составляющих портрет нашей эпохи, и о том, все ли и всякие ли типы вмещаются в последние де сятилетия, я невольно возвращаюсь мыслью к одному образу, поразившему воображение в ранней юности и теперь, в общем, не потерявшему своего обаяния. Штирлиц. Конечно, не тот Исаев-Штир лиц, о котором так много написал и, каж ет ся, еще напишет Юлиан Семенов. Нет, из всех, ныне уже весьма многочисленных, ипостасей выберу, конечно же, Штирлица — Вячеслава Тихонова, героя телефильма «Семнадцать мгновений весны», двенадцать вечеров подряд державшего у экранов те левизоров миллионы людей и сейчас, пят надцать лет спустя, продолжающего делать то же самое. Умный, интеллигентный, сдержанный, бесстрашный, красивый и — естественный в любой, даж е самой неверо ятной, ситуации. «Штирлиц знал...» — го ворит нам за кадром Ефим Копелян, и мы верим; конечно же, Штирлиц знал, знает и сделает так, как надо. Но каким же на до быть актером, чтобы держать знамени тую «сюиту взглядов» и создать образ та лантливого разведчика без головокружи тельных беганий, прыганий, гонок и мордо боя! Для меня, как, видимо, и для многих читателей, Юлиан Семенов зазвучал именно тогда, после появления фильма «Семнадцать мгновений весны». Не знаю, сколько про центов огромной популярности книг Семено ва принадлежит Вячеславу Тихонову. К а жется, процент существенный. Ведь книж ный Штирлиц — персонаж по преимущест ву легендарный, рыцарь без страха и упрека, выходит живым из всех переделок. Но беру в руки книгу, читаю, вижу перед собой думающего, действующего человека, сыгранного для нас Тихоновым. И верю. (Я не пытаюсь тут доказывать, что сам по себе Юлиан Семенов плох. Он чрезвычай но популярен; наверное, нет человека в нашей стране, не читавшего или не слышав шего о его книгах. Просто мне кажется, что критики отчасти упускают из виду этот немаловажный момент — удачную экрани зацию, безошибочный выбор актера на главную роль. Люди ведь сидят и смотрят на Штирлица все двенадцать вечеров, и снова через год-два-три, каждый раз, как фильм повторяют по ТВ. А посмотрев, перечитывают и эту, и другие книги писа теля, и гоняются за ними, и с интересом смотрят другие сериалы, снятые по его произведениям.) Может быть, совсем не плохо, что образ человека, наделенного исключительно поло жительными качествами, занимает такое место в нашем сознании. Он никого не теснит, не мешает нам видеть других лю дей. Мальчишки играют в Штирлица... Герой думающий и действующий не еёть одУО 'лййО,' до си^с пор бывает разд елён ^; <Шн а Щ Ш ? , д'^УёйЙ дйЙтв^^'т. Иной рШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2