Сибирские огни, 1988, № 11
КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ Нина КОПТЮГ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ , глядываясь на русскую литературу ’ XIX века, на нашу отечественную классику, «пройденную» в школе, по том забытую, вернее — надолго отложен ную в сторону, а потом заново открытую и перечитываемую уже, видимо, всю жизнь, — так вот, оглядываясь назад, что видим мы? Мне кажется, что прежде всего перед нами проступают лица, встают живые лю ди. Живые и реальные, близкие и чужие, вызывающие в нас самые разные эмоции, желание понять и поспорить, принять или отвергнуть. Живые, несмотря на то, что все еще из поколения в поколение школьники послушно раскладывают их, живых, по по лочкам, послушно пишут, кто из них «лишний» и кто «с пережитками», и в чем там были ошибки гениальных творцов. Окончив школу, не правда ли, мы часто долго — ох, в долго — не прикасаемся к отечественной классике, настолько отрав лено бывает восприятие ее жесткими рам ками, куда просто не втискивается ни од на живая душа, ни одна личность! Посмотрите сами: Онегин, Печорин, Б а заров, Рахметов, Наташа Ростова и все герои Толстого, и дальше, к героям и ге роиням Некрасова, Чехова, Горького... Мы всех их знаем в лицо, они — часть нашей жизни, нашего мировосприятия. Мы пере читываем книги снова и снова — и целиком, и любимые места. На разных этапах жиз ни мы по-разному видим и слышим всех этих людей, но они есть, они с нами. «В наше время искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов, по тому что в наше время эти вопросы стали общее, доступнее всем, яснее, сделались для всех интересом первой степени»,— так писал В. Г. Белинский, добавляя; «Это, разумеется, не могло не изменить общего направления нашего искусства во вред ему. Так самые гениальные поэты, увлекаясь ре шением общественных вопросов, удивляют иногда теперь публику сочинениями, кото рых художественное достоинство нисколько не соответствует их таланту, или, по край- ие.й..,мер.е,.:Обнарудайвяетса,додьк|0!:ВоВ^)Гнос- ТЯХцй*)гн5( :.!9ц - ■ но о г€ «...6ткйэ^ ,зэй ■;вм Читая периодику, сегодня постоянно наталкиваешься на формулировку В. Г. Бе линского: «В наше вф м я больше, чем когда- либо прежде...» Да, современная эпоха поставила чело вечество перед проблемой, которой не было никогда прежде. До последних десятилетий страшнейшим бедствием была война, сей час — глобальное уничтожение- Естествен но повышенное внимание писателей, пуб лицистов к темам и проблемам, связанным с основной заботой конца XX века: сох ранением жизни на планете. В течение де сятка лет после второй мировой войны те ма «холокауста» (глобальной катастрофы), например, являлась достоянием фантастов. В последние годы она перешла на страни цы произведений, лежащих в русле основ ного потока реалистической литературы. Года два уже мы имеем возможность прочесть многое из того, что до сих пор по разным причинам лежало «под спудом». Читатели гоняются за отечественны.ми и зарубежными творениями, написанными от нюдь не сегодня и даже не вчера: «Мы» Евгения Зам ятина— двадцатые годы, «О, прекрасный новый мир» Олдоса Хаксли — тридцатые, и сколько еще имен и названий можно тут поместить! Иногда возникает ощущение, что, открывая старое, мы упус каем из виду новое, журналы публикуют «утерянные» страницы, отодвигая в сторону самое современное. Значит ли это, что в чи тательском восприятии нынешний день зас лонился вчерашним или что непрерывный литературный процесс осмысления и отра жения действительности прервался из-за такого снятия запретов? На Международной книжной ярмарке в Москве в сентябре 1987 года я услышала кулуарный разговор издателей; «Ничего, еще год-два, а потом выплеснется все и останется прежнее», г. е. даж е не новое, а очередное,— всем известно, что путь ру кописи от писателя к читателю бывает достаточно долгим. Конечно, было бы лучше, если бы мно гие, печатающиеся только теперь произве- .дения-читатели узнавали ^тогда, когда,, они были наниоанЫуьшибо! адрвоопринимвавэдас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2