Сибирские огни, 1988, № 11
века в себе и в учениках — главная функ. ция и потребность такого урока. Вот почему — эти тревожные, будоража щие душу вопросы, вот почему упорный и упрямый поиск интересных «говорящих» деталей. Но в Новосибирске на уроке были ученики очень хорошего словесника, с опре деленной базой, а вот в Омске Ильин не по боялся дать урок в ПТУ, где из всего зала (300—350 человек) читали «Преступление и наказание» не больше 10—15 девочек. Они и подняли руки, они и отвечали в ос новном на его «больные» почему. Но это не смутило учителя, он отважно ринулся в бой, совсем не зная аудитории, с учащими ся ПТУ никогда прежде не работая. По могли его блестящий артистизм, магическое обаяние личности. На сцене шел спектакль с захватывающим сюжетом — и зал замер. Ни одного смешка, ни одного даже чуть- чуть заметного хихикания, переглядывания. Д аж е такой эксперимент учителя: заста вить мальчишку побыть на уроьке Сонечкой Мармеладовой и подумать, чем она могла дОбести до слез Раскольникова,— и тот вы держали ребята. Паренек встал, краснея, и честно попытался ответить, но роман он не читал, поэтому с вопросом не справился. Однако уже за готовность участвовать в уроке, проявить заинтересованность Ильин его похвалил: — Молодец, что задумался, вот если бы ты бойко отвечал, лишь бы отвязаться, ты бы меня расстроил. Я тебе советую прочи тать роман, много найдешь любопытного. Я сидела рядом с «этой Сонечкой» и ви дела, каким озадаченным стало лицо мальчишки. И еще — заинтересованным, Ильин «включил» его в орбиту своего влия ния. Прямая и обратная связь на уро ках — его правило. Поэтому даж е в новой для себя обстановке Ильин моментально ориентируется, выделяет ярких, интересных ребят и от них, и с ними вместе идет к ос тальным. И в этом зале нашлась такая ум ненькая девочка, она-то и сыграла потом Сонечку и очень выразительно произнесла ее монолог-заклинание. Но и все остальные, я уверена, даж е те, кто имени Достоевского до этого дня не слышали, усвоили главную нравственную заповедь: «Не убий ближне го своего!» Поняли, какое это неискупа- емое преступление — пролить кровь чело века. Себя прежде всего убил Родион Рас кольников, подняв топор на старуху-про- центщицу, душу свою расколол, навек ли шив ее гармонии,— подчеркивает Ильин. А в таблицу души, в формулу духовно сти ленинградский словесник вводит пять глаголов-заповедей, символов — л ю б и т ь , п о н и м а т ь , п р и н и м а т ь , с о с т р а д а т ь , п о м о г а т ь . Ильин вместе со свои ми ребятами из педклассов (туда прохо дят по конкурсу, 10—12 человек на место) мечтает, что на всех ученических тетрад ках, прямо на обложке, засияет когда-ни будь необычный рисунок: рука Данко, вски нутая вверх, держит на ладони пылающее сердце. А в лучах пламени — пять глаголов. Каждый в отдельности всем знаком и осо бых эмоций не вызывает, но вот когда их свяжешь в крепкий узел, это будет уже не что-то абстрактно-отвлеченное, где-то в высших сферах плавающее, а земной, жиз ненный гуманизм. Выводя эту формулу вме сте с ребятами, Ильин не навязывал им свои, выстраданные многолетней практикой символы, а только подталкивал чуть-чуть, заставлял искать, вместе думать. Душа этой формулы, считает педагог, глагол «сострадать». В классе долго спорили, почему он лучше, чем «сопереживать», где, вроде бы, учтена полная амплитуда душев ных движений. На таких уроках, когда идет коллективный поиск истины, нужен особый микроклимат. Отсюда и родился в его школе № 307 г. Ленинграда новый экспе риментальный предмет — практическое че- левековедение. В новом предмете учитель- новатор четко выделил три важнейшие гра ни, три аспекта творческой работы с уче- ником-учителем: человекоВЁДЕНИЕ (от глагола — «ведать», то есть узнавать ин формацию о нас самих); человекоВИДЕ- НИЕ (научить будущего педагога зорко видеть того, с кем он будет работать); че- ловекоВЕДЕНИЕ (научить вести за собой, увлекать литературой, историей, физикой). Помимо трех аспектов, новый предмет имеет и три источника знаний. Во-первых, книга. И не только, конечно, художественная, но и научная, публицистическая, мемуарная. Другой источник — жизнь во всех ее срезах, драматических ситуациях, конфликтах. И обязательно школа, в которой педклассо- вец не только учится, но которую еще и профессионально изучает, ибо в перспек тиве сюда вернется. Как-то недавно, когда он стал популяр ным, к Ильину прилетела молодая учитель ница с Камчатки. И потребовала: — Покажите мне все за один день, я вон из какой дали прилетела. — Зачем ж е вы так тратились, билет к себе стоит куда дешевле,— пошутил Ильин. — А раз вы такая любознательная, вам есть что и у себя взять. Он, конечно, принял гостью, но всем, кто к нему приезжает, особенно молодым, начи нающим, учитель советует: — Не копируйте ничью манеру! Смотрите, как ведут уроки опытные мастера, но учи тесь у себя. Доверять себе—-это и есть высшее искусство. И еще советует, говоря словами поэта, «на любовь свое сердце настроить», взять ее себе в постоянные союзники. Только в ней, убежден учитель-новатор, ключ к духовно му взаимообмену, который идет постоянно на его уроках. Это — путь к тому высоко му состоянию духа, когда человек живет в единогласии с самим собой, ни на минуту не теряя себя... . г..,: N XI- ,ц.»- зт:‘ ш-' о}. -и1.от -:а . ‘ . 1 .П 1 ,хи ьурЕ ,ат8жонмЧ .х'ии -"Г[ ТеП'КНЕ Н 01 . -- пдча ..Эруткр-этнр. ; г.г.опьцг! оь.о м эр ,и т тнруен ук'шли!) Г-5ЕН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2