Сибирские огни, 1988, № 11
вюнять в заданный ритм, тормошить. И когда все писали сочинение, он даж е листок не достал. Евгений Николаевич подошел к нему и тихонько, на ухо шепнул: — Не пишется, не мучайся. Вот Алек сандр Грин переписывал начало своей по вести «Бегущая по волнам» 44 раза. У те бя еще есть время. Прошел месяц, другой — он его не торо пил. Но когда тот, наконец, сдал сочинение, учитель понял: парень уже свой, теперь можно его вытягивать потихоньку. Он убежден: знания, не пропитанные ду ховностью, как губка водой, бесплодны. Интеллект — только часть духовности, один из компонентов. Он и стремится оче ловечить учебный процесс, сделать его гу маннее, приближеннее к человеку. Офи циальная педагогика, к сожалению, дале ка от детей — они по разные стороны реки знаний. Этот случай Ильин любит приводить в своих публичных лекциях: — Однажды я чуть не провалил урок,— вспоминает он.— Собралось много гостей, приехали болгары. Для моих ребят это не новость, давно привьикли и нисколько не стесняются. Только у меня твердое условие: гости тоже участники урока. Мертвые лица, да ещ е. бесконечные взгляды на часы меня раздражают, сбивают с темпа. И наруша ют общую мелодию урока. Начал я, как обычно, с задачки: — Подумайтечка, почему Сальери насы пал яд в бокал Моцарту именно тогда, когда тот произнес свое знаменитое: «Гений и злодейство — две вещи несовместные?» А сам тоже мучительно ищу ответ, на деясь, что вот-вот взметнется, как всегда, лес рук. А класс молчит, идут минуты — ни одной руки. Гости уже стали перешеп тываться, директор знаки делает — мол, на чинай сам, хватит ждать. И тут вдруг роб ко так, как ветром колеблемый стебелек, поднялась девичья тонкая рука. Я метнулся к ней, как к спасению. А девочка сидит ис пуганная, в глазах — страх, но я уже по нял. Это она меня ринулась спасать. Как в омут головой. И я, взяв ее за руку (он час то это делает, верит в педагогику руки, в неформальное тепло такого вот прикосно вения) прочел прекрасные стихи Ольги Бер- гольц: Когда прижимались солдаты, как тень, к земле и уж е не могли оторваться, — всегда находился в такое мгновенье один безымянный, Сумевший Подняться, один поднимался, но был он — как совесть. И всех за такими с земли поднимало... прошло много лет с этого памятного уро ка, Но Ильин не забывает о той отважной девочке и всем новым своим ученикам по казывает парту, где она сидела. И, расска зывая о ее поступке, дает открытый урок личного мужества, высокой нравственности. Через экран телевизора каждый день к современному человеку входят десятки, сот ни людей. И выходят. А он вновь наедине с собой. На первый взгляд — избыток об-, щения, излишняя коммуникабельность? Да нет же, утверждает Евгений Николаевич. Острый дефицит. Открыть школьнику, осо бенно старшекласснику, его собственное сердце, показать, какие в нем тайны сокры ты, чем оно располагает,— это и значит по- настоящему научить литературе. Ведь только зная себя, поймешь другого, а, по нимая другого, глубже познаешь себя. Как-то ученик сдал ему грязный, измятый листок с домашним сочинением. Ильин, обычно выдержанный в классе, взорвался: — Ты, очевидно, спутал меня с мусорным ведром? И по-несся на крыльях язвительного свое го красноречия. Наговорил много резкого и несправедливого. А ученик молчал, подав ленный. И класс тоже. Ильин, наконец, совладал с охв.атившим его приступом раздражения: — А ты почему молчишь? Почему поз воляешь на себя кричать? Я не прав, так и скажи мне об этом. Ушел с урока расстроенный: жаль было мальчишку и досадовал на себя за срыв. Не имел права — нельзя давать себе поб лажку. И мучала мысль: не сработала хваленая его демократия отношений, где^ то порвалась цепочка, казавшаяся такой крепкой и надежной. Он убежден, что духовность начинается тогда, когда человек чувствует чужую боль. Безболье — это и есть бездуховность. Эту мысль он последовательно проводит в от крытом уроке по Достоевскому. Он строит его как спектакль одного актера. В нем столько находок, блестящей импровиза ции, глубокого психологизма! И в то же время учитель ни на минуту не теряет темы, нигде никакой задержки, от ступеньки к ступеньке, все выше, все глубже. Класс у него постоянно в работе, задачки подбрасы вает все сложнее: думайте, решайте, вы полноправные творцы урока. — Вот Раскольников, убив старуху и ее сестру, спускается, как в тумане, по лестни це. А навстречу — люди. Вы хотите, чтобы его заметили? — Почему старуха-процентщица, явля ясь во сне Раскольникову, хохочет над ним? — Вот пришло письмо от матери. Еще не распечатав, Раскольников начинает целовать конверт. Как вы думаете, почему? Я видела этот урок дважды, в Новоси бирске — в 88-й средней школе, в переполнен ном актовом зале, где стояли почти три ча са два девятых класса (привела их страстная поклонница методики Ильина, прекрасный словесник Зинаида Яковлевна Долгова). Стояли они, не шелохнувшись, не отры ваясь от сцены. А потом Долгова собрала их отзывы — потрясением называли ребята свое впечатление. Они сумели уловить глав ное — Ильин не просто высокий мастер, он духовный наставник. Ребят буквально ошеломил этот урок — спектакль, от кото рого, как со сцены, где идет захватываю щий детектив, они глаз не могли оторвать. Они оценили не только мастерство педагога по самой высокой шкале, но и особенность его общения с аудиторией (а она была сме шанной— взрослой и детской). Он сделал ее участником, творцом урока, преподал основы совместного мышления, партнерст ва, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то («свое» и «свобода», подчеркивает Ильин, одноко ренные слова). Это, наконец, и урок при общения к своему духовному «я» другого, и приобщения себя самого к духовному «я» других; шаги навстречу, союз равных и раз ных. Умножать, а не только уважать чело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2