Сибирские огни, 1988, № 11
ЙЛИ тихонечко (в мыслях) ушел с урокя __ Ну еще бы ,-в о зр а зи л Ильин. ли пять шесть (не больше, уверяю) шего' ляют терминами, что делать остмьным^ Если охотнее изучают книгу с помощью ребят, а не самих ребят с помощью книги? (стати, хотите «вышвырнуть» тех кто больше всего нужен. Они, а не те кто «сыплет» терминами,— главные герои уро- ка. Здесь им не отв'етят на вопросы ко торые они никогда не задают, но от которых может быть, зависит их жизнь. Нравст венная культура для меня более значима чем филологические знания. А нравственно не только то, как работает ученик и сколь ко он знает, но и то, сколько правды ему сказали, на сколько приблизили к жизни Как рассказать о писателе, чтобы ребя там, сегодняшним, избалованным пото ком информации, захотелось побежать в библиотеку? Как растревожить, вытянуть из ^обособленных «конурок», где современ ный человек охотно скрывается от всяче ских массовых мероприятий? Как переки нуть мостик, живой, действующий, от се годняшнего солнечного марта в тот хму рый декабрь, когда больной Есенин метал ся один по казенному гостиничному номеру? - Если друг вас о чем-то попросит бросьте все и выполните его просьбу’ Вот Есенин, выписавшись из больницы попросил Эрлиха снять ему недорогую ком нату,— начинает Ильин есенинский урок — А тот забегался, засуетился и вместо скромной комнаты привез друга в дорогую и чопорную гостиницу «Англетер». На его руках — кровь трагически погибшего поэта Кто знает, может, измученной душе хоте лось всего-то домашней тишины? Накану не самоубийства, маясь от одиночества он предложил случайно встреченной женщине посидеть с ним в ресторане. Она не узнала известного поэта, он был опухшим, боль ным, не похожим на недавнего златокудро го красавца. И на ней — тоже его кровь. Нельзя брезговать человеком! Может, имен но женская рука сняла бы ремень ’с его шеи! Но для этого надо быть Сонечкой Мармеладовой, надо дорасти до той нрав ственной высоты, на которую поднялась она. Нужна готовность разделить чужое страдание, взять на себя ношу потяжелее. А знакомство с Маяковским Ильин на чинает вовсе не с бравых маршей, не с яростной его публицистики. Он старается снять с поэта официальный глянец, не гро могласным ниспровергателем вчерашних ценностей врывается тот в класс, а добрым чуть насмешливым, красивым. Ильин чи тает ребятам письма поэта Лиле Брик, ко торые он часто подписывал «твой щен» ’ Удивительное стихотворение «Хорошее отношение к . лошадям» Ильин дает под робно, с удовольствием, он обожает эти стихи. А унс потом в размягченные ребячьи сердца учитель вложит другого поэта — трибуна, того, который сказал: «Я земной шар чуть не весь обошел, и жизнь хороша и жить хорошо!» Свою шестую книжку Ильин назвал «Глав ный герой урока», отведя эту почетную роль ученику. Он глубоко убежден: учи тель, каким бы талантливым ни был, дол жен постоянно проверять себя учениками. Щщ ощ заставляют тянуться ,ввер,х,, ,,.,НС остЯИЛвливаясь.ъОНи' заряж.аЮт 1 1Т0ор.чавко1"ь зГгиб11; ^^’^РУчивают в тебе до отка- топ пружину поиска. Учитель-нова- гля^?." лолгие годы шел к своему методу, ное в котором — сам ученик, а не кни- га которую он изучает. С Пушкиным, Че- ховым, Достоевским он идет к ученику, и вместе с ним, не отделяя себя от него, к великим классикам. Общение выстраи вается на высоте коллективного творчества. *-Ьн не боится учиться, обнаружить свое чем-то незнание. С удовольствием записы- ает в заветный блокнот такую, к прпме- РУ, реплтеу ученика: «Если бы Ленского не убил Онегин, его убила бы Ольга». По- ести за собой всех, а за кем-то, вдруг блеснувшим, пойти самому, разве это не кратчайший путь к содружеству? « Л радовался, когда кто-то из ребят, отодвинув сомнительную услугу етко определил свою позицию, назвав афористически коротко: «Варварины клю- И^лавно шел разговор о том, поче- У Варвара в пьесе А. Островского «1 роза» с готовностью дает Катерине клю- чи чтобы та встретилась с Борисом. З а чем ей это было нужно? И такая вот реп- многих научных выводов со ссылками на метафоры, инверсии, антите зы. Значит, задумается кто-то из ребят прежде чем «взять ключи» уже в жизнен ной, не книжной ситуации. врагом он считает школь ный бюрократизм. Он убежден, например, что отметка в начальных классах вообще не щужна. Человечек маленький, доверчи вый, распахнув глаза, пришел в школу. Он ждет от нее чуда, а его первой же двой кой — бах! Оценка не должна быть нака занием, унижением, а радостью, праздни ком. И в своих старших классах Ильин то же оценки ставит не часто. Если ребята заслужили, он им объявляет: «С сегодняш него дня будете вы, Танечка и Вера, учить без отметок. Я награждаю вас знаком до верия, занимайтесь самостоятельно Ну ,а остальные,— обращается учитель к классу — пока этой награды не заслужили». Во всех своих книгах, в публичных в.ы- ступлениях, а мне повезло, я много раз слу шала его в Новосибирске и в соседнем Омске, педагог зовет учителя изучать психологию растущего человека. Не уче ника, а именно человека. Он, например, за- метил, что ребят пугают тетради, особенно толстые, общие. В них надо писать ста рательно, не дай бог, вылезешь за линей ку, а уж букву исправил — совсем беда I ак вот его ребята пишут сочинения только на листочках. И сколько написать, он им не лимитирует. Бывает, что ставит пятер ку за одну очень удачную фразу. Заметит что кто-то сидит отрешенный, ушедший в себя,— подойдет, похвалит, даже если лис ток на парте совсем чистый. За что? За внутреннюю сосредоточенность, собранность. А увидит, что ученик мается, рвет оди ;1 лист за другим, что-то черкает,— обяза тельно успокоит: — Ну что ты волнуешься, не переживай. Если хочешь, пересядь к окну, посмотри, какая там осень прекрасная. Может, пспдет вдохновение... ’ ‘ А однажды к нему в класс привели труд ного парня, он не привык к такой довери- .«'ёЛййб'йгвввтановИе, ‘сндел! угрюмый? зажа'ь- тый, все Фоядаяр наверно^ .что . е г с буиут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2