Сибирские огни, 1988, № 11

ЙЛИ тихонечко (в мыслях) ушел с урокя __ Ну еще бы ,-в о зр а зи л Ильин. ли пять шесть (не больше, уверяю) шего' ляют терминами, что делать остмьным^ Если охотнее изучают книгу с помощью ребят, а не самих ребят с помощью книги? (стати, хотите «вышвырнуть» тех кто больше всего нужен. Они, а не те кто «сыплет» терминами,— главные герои уро- ка. Здесь им не отв'етят на вопросы ко­ торые они никогда не задают, но от которых может быть, зависит их жизнь. Нравст­ венная культура для меня более значима чем филологические знания. А нравственно не только то, как работает ученик и сколь­ ко он знает, но и то, сколько правды ему сказали, на сколько приблизили к жизни Как рассказать о писателе, чтобы ребя­ там, сегодняшним, избалованным пото­ ком информации, захотелось побежать в библиотеку? Как растревожить, вытянуть из ^обособленных «конурок», где современ­ ный человек охотно скрывается от всяче­ ских массовых мероприятий? Как переки нуть мостик, живой, действующий, от се­ годняшнего солнечного марта в тот хму­ рый декабрь, когда больной Есенин метал­ ся один по казенному гостиничному номеру? - Если друг вас о чем-то попросит бросьте все и выполните его просьбу’ Вот Есенин, выписавшись из больницы попросил Эрлиха снять ему недорогую ком­ нату,— начинает Ильин есенинский урок — А тот забегался, засуетился и вместо скромной комнаты привез друга в дорогую и чопорную гостиницу «Англетер». На его руках — кровь трагически погибшего поэта Кто знает, может, измученной душе хоте­ лось всего-то домашней тишины? Накану­ не самоубийства, маясь от одиночества он предложил случайно встреченной женщине посидеть с ним в ресторане. Она не узнала известного поэта, он был опухшим, боль­ ным, не похожим на недавнего златокудро­ го красавца. И на ней — тоже его кровь. Нельзя брезговать человеком! Может, имен­ но женская рука сняла бы ремень ’с его шеи! Но для этого надо быть Сонечкой Мармеладовой, надо дорасти до той нрав­ ственной высоты, на которую поднялась она. Нужна готовность разделить чужое страдание, взять на себя ношу потяжелее. А знакомство с Маяковским Ильин на­ чинает вовсе не с бравых маршей, не с яростной его публицистики. Он старается снять с поэта официальный глянец, не гро­ могласным ниспровергателем вчерашних ценностей врывается тот в класс, а добрым чуть насмешливым, красивым. Ильин чи­ тает ребятам письма поэта Лиле Брик, ко­ торые он часто подписывал «твой щен» ’ Удивительное стихотворение «Хорошее отношение к . лошадям» Ильин дает под­ робно, с удовольствием, он обожает эти стихи. А унс потом в размягченные ребячьи сердца учитель вложит другого поэта — трибуна, того, который сказал: «Я земной шар чуть не весь обошел, и жизнь хороша и жить хорошо!» Свою шестую книжку Ильин назвал «Глав­ ный герой урока», отведя эту почетную роль ученику. Он глубоко убежден: учи­ тель, каким бы талантливым ни был, дол­ жен постоянно проверять себя учениками. Щщ ощ заставляют тянуться ,ввер,х,, ,,.,НС остЯИЛвливаясь.ъОНи' заряж.аЮт 1 1Т0ор.чавко1"ь зГгиб11; ^^’^РУчивают в тебе до отка- топ пружину поиска. Учитель-нова- гля^?." лолгие годы шел к своему методу, ное в котором — сам ученик, а не кни- га которую он изучает. С Пушкиным, Че- ховым, Достоевским он идет к ученику, и вместе с ним, не отделяя себя от него, к великим классикам. Общение выстраи­ вается на высоте коллективного творчества. *-Ьн не боится учиться, обнаружить свое чем-то незнание. С удовольствием записы- ает в заветный блокнот такую, к прпме- РУ, реплтеу ученика: «Если бы Ленского не убил Онегин, его убила бы Ольга». По- ести за собой всех, а за кем-то, вдруг блеснувшим, пойти самому, разве это не кратчайший путь к содружеству? « Л радовался, когда кто-то из ребят, отодвинув сомнительную услугу етко определил свою позицию, назвав афористически коротко: «Варварины клю- И^лавно шел разговор о том, поче- У Варвара в пьесе А. Островского «1 роза» с готовностью дает Катерине клю- чи чтобы та встретилась с Борисом. З а ­ чем ей это было нужно? И такая вот реп- многих научных выводов со ссылками на метафоры, инверсии, антите­ зы. Значит, задумается кто-то из ребят прежде чем «взять ключи» уже в жизнен­ ной, не книжной ситуации. врагом он считает школь­ ный бюрократизм. Он убежден, например, что отметка в начальных классах вообще не щужна. Человечек маленький, доверчи­ вый, распахнув глаза, пришел в школу. Он ждет от нее чуда, а его первой же двой­ кой — бах! Оценка не должна быть нака­ занием, унижением, а радостью, праздни­ ком. И в своих старших классах Ильин то­ же оценки ставит не часто. Если ребята заслужили, он им объявляет: «С сегодняш­ него дня будете вы, Танечка и Вера, учить без отметок. Я награждаю вас знаком до­ верия, занимайтесь самостоятельно Ну ,а остальные,— обращается учитель к классу — пока этой награды не заслужили». Во всех своих книгах, в публичных в.ы- ступлениях, а мне повезло, я много раз слу­ шала его в Новосибирске и в соседнем Омске, педагог зовет учителя изучать психологию растущего человека. Не уче ника, а именно человека. Он, например, за- метил, что ребят пугают тетради, особенно толстые, общие. В них надо писать ста­ рательно, не дай бог, вылезешь за линей­ ку, а уж букву исправил — совсем беда I ак вот его ребята пишут сочинения только на листочках. И сколько написать, он им не лимитирует. Бывает, что ставит пятер­ ку за одну очень удачную фразу. Заметит что кто-то сидит отрешенный, ушедший в себя,— подойдет, похвалит, даже если лис­ ток на парте совсем чистый. За что? За внутреннюю сосредоточенность, собранность. А увидит, что ученик мается, рвет оди ;1 лист за другим, что-то черкает,— обяза­ тельно успокоит: — Ну что ты волнуешься, не переживай. Если хочешь, пересядь к окну, посмотри, какая там осень прекрасная. Может, пспдет вдохновение... ’ ‘ А однажды к нему в класс привели труд­ ного парня, он не привык к такой довери- .«'ёЛййб'йгвввтановИе, ‘сндел! угрюмый? зажа'ь- тый, все Фоядаяр наверно^ .что . е г с буиут

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2