Сибирские огни, 1988, № 11
Вопросы, вопросы. Он — великий мастер их сотворять, он бъет вопросом наповал, оирок.ияываст иаваиичъ, иритвож.в,аеп х. хии- ге, заставляет удивляться, изумляться. Вопрос должен быть таким, чтобы ученик хотел ответить себе, а не учителю,— счи тает Ильин. И у него есть такой король вопросов, излюоленный, проверенный, им он сразил не только свой класс, а и всех родителей. Месяц они не знали покоя, на три раза пе релистали, перечитали роман Достоевского «Преступление и наказание» да еще уйму всяких монографий. «Назовите мне пятую жертву Раскольникова»,— невинно улыбаясь, обращается Евгений Николаевич к классу. Вместе они нашли четыре жертвы — сам Родион, старуха-процентщица, ее сестра Лизавета, мать Раскольникова. А кто же пятая? Называли чаще других Сонечку Мармеладову. Но нет. Кто же? Класс стра дает. И, наконец, признает свое поражение. Тогда Ильин торжественно читает несколь ко строчек из характеристики Лизаветы, где сказано, что она часто беременела. И следовательно... Конечно, чтобы найти та кое в тексте и облечь в вопрос, требуется все та же страсть к парадоксам, живая энергия души, потребность яркой, открытой зрелищности. Ильин не боится играть на уроке, мало того, он часто превращает их в маленькие, до блеска отшлифованные те атральные действия. С прологом, эпилогом. И ребят вовлекает в свой театр, и их за ражает неуемной фантазией, делает соуча стниками спектакля. — Что такое сказала Сонечка Расколь никову, что этот Наполеон с топором не выдержал и заплакал? — вопрос к классу. А сам ищет Сонечку, хотя трудно среди нарумяненных с густо подсиненными века ми современных красоток отыскать Соню, бледненькую, как весенняя веточка, еще не набравшая жизни. В ней никакой плоти, одна духовность. Высочайшая. Про это и идет разговор. Находят все-таки чуть-чуть похожую девочку. Она долго мучается, не находя тех самых слов. Ищут все вместе, мучаются вслух, но, наконец, ответ скла дывается: — Что вы, что вы это над собой сдела ли? Она ему сочувствует, сострадает, не отодвигается в презрении, как от преступ ника, а приникает к душе его, из которой, как из открытой раны, хлещет кровь. Тут учитель напоминает ребятам другую сцену, где Сонечка вновь поднимается высоко над всеми. Умирает ее отец, он уже в агонии, но все не отходит, кого-то ищет в толпе, пытаясь подняться. Но вот, расталкивая людей, обступивших его, подбегает Соня и бросается на колени. И тут больной, буд то успокоившись, наконец затихает. А ведь он сам отправил дочь на панель. — Кто из вас поднялся бы до такого милосердия, до такого полного отказа от себя? — спрашивает учитель. Так как же не заглянуть в книгу, где есть разгадка всех этих тайн. Вот и позвал педагог за собой к книге, вот и перехитрил сегодняшних акселератов, заставил отло- хоккей, отодвинуть рок-концерт, что- досйде,ть :Вад трагедией подумать над. феноменом'Печорина.- ч: ,;шг И еще один любимый Ь 1 рием на уроке- «оборвем ромашку». Идет напряженная миотоспойияи работа со словом, ным многозначным, ярким, обрааиым. Учитель ходит по классу, подставив ла донь, а ребята бросают туда свои опреде ления, как лепестки ромашки. — Ну, подумай, Миша! — Давай, Леночка, очень на тебя наде юсь! Думай, почему у всех женщин плат ки густо подсинены, а у Лушки — лишь слег ка? А что стоит такая тема мини-сочинения: «Сколько их, тех, кому дорога я, кто стоит за моей спиной». Вот и открывается, сколь ких еще надо иметь в виду на уроке учи телю сколько стоит за каждым учеником дорогих ему людей. Значит, надо и на них себя «проецировать», с ними искать кон такт. К 8-му марта он часто пишет открытки мамам. «Спасибо Вам, Вера Петровна, за Леню. Он стал лучше, добрее. Счастья Вам!» А Лёнину маму Ильин и в глаза не видел, он в школу родителей не пригла шает, замечаний в дневнике не пишет. То же принцип. И Леня не так уж хорош: Но открыточки такие не могут не влететь, будто бабочки, среди зимы, обогрев и об радовав. И будет счастливая мама хвас таться на работе — написал ей знаменитый на всю страну учитель, которого в Останки но показывали. И Леня, возможно, задума ется, а что он сам сделал, чтобы соответст вовать данной ему характеристике. И еще он ввел по субботам родитель ские уроки. На них приходят все желаю щие: и мамы, и папы, и бабушки с дедуш ками. Усаживаются тесно, рядышком, на одной парте со своей Таней, Соней. И си дят счастливые, а то ведь только и видятся, что на кухне, за наспех проглоченными обедами. А тут, на уроке Ильина, они вдруг видят своих девочек и мальчиков, будто высвеченных изнутри. Оказывается, они умны и независимы, их дети, умеют отсто ять свою точку зрения, оригинально мыс лят, остро, неожиданно ставят вопросы. А учитель-психолог не случайно выбра.ч тему «Как воспитывали детей в семьях литературных героев?» Вот, к примеру, старик Болконский в «Войне и мире» Тол стого читал письма своей дочери. «А как вы думаете, можно это делать?» — вопрос классу. Но не только к ребятам, но и си дящим рядом родителям. И вот уже в разговор включились взрослые. Можно, нельзя — думают вслух, рассуждают, спо рят. Так незаметно урок перешел в роди тельское собрание. Одна молодая учительница сказала как- то Ильину: — Я видела разные манеры. Вашу и еще одного учителя, который мне очень помог. Если бы вы побывали у него на уроках! Эрудированный. Книгу видит насквозь. А ребята сплошь сыплют терминами: анти теза, инверсия, метафора... На уроке — дополнительная литература: критика, мо нографии. Порой кажется, что это и не урок, а факультатив или даж е семинар, В общем, здорово! Жаль, что половина ре бят не слушает. Некоторых я бы просто вышвырнула из класса. Не 1юстойны 01 ш ^‘кког'О-.'Учитейя! Вы — другбй, но в№' !шаютп::Коты.бы. кто поверн.улся в'.вдорсиу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2