Сибирские огни, 1988, № 11
Маргарита КОРОЛЕВА «НА ЛЮБОВЬ СВОЕ СЕРДЦЕ НАСТРОЮ...» Х удущий, бледный до синевы мальчиш ка бродит по школе. Его выгнали с урока, он раздражает потому, что всегда имеет свое мнение. (Потом, когда станет учителем, он никогда никого не гыставит в коридор. Это будет одним из его правил). А пока он один в школе, за нятой своим делом и совсем им не интере сующейся... Походил по коридорам, загля нул в чужой класс, попинал бумажный ко мок, все равно скучно, неинтересно. И вдруг остро, почти до обморока, пахнуло свежим хлебом. Значит, подходит время обеда, и школьный грузчик несет теплые, с ванилью слойки. Мальчишка кинулся наверх, отку да шел запах, и увидел огромного, угрю мого Степана, несущего в вытянутых руках огромный ящик с волшебными булками. Он перевесился с перил и исхитрился как- то из-за плеча ловко схватить слойку. Всего одну, сколько ему и полагалось, как ученику. Но тут будто кто-то его стукнул по руке: что делаешь? Брось! Он шатнул ся и с разбега врезался в ящик. Грузчик поставил его, напустил на угрюмое лицо еще целый слой свирепости и кинулся за ху лиганом. Бежали молча: шли уроки, мальчишка с зажатой в ладони слойкой мчался к чер ному ходу, всегда открытому. Там — спа сенье. Но на этот раз дверь была заперта. Тут-то грузчик и схватил его, сгреб в охап ку и поволок в кабинет к директору. Там он кричал что-то насчет паразитов, гнид и бандитов, расхищающих народное добро. А директор, полная, спокойная женщина, от ложив ручку (она что-то писала), молча, бледная, смотрела на него. Потом встала и пошла на «истца», грозная, большая, «Вон!» — раздалось, как выстрел. — А ты — пойдем со мной,— это уже к мальчишке. Женя обреченно поплелся за ней. Они прошли мимо его класса, учитель ской, библиотеки, спустились на этаж и, на конец, остановились. В буфете директор ку пила ему три слойки и два компота. — Ешь! — и ушла. Вот, наверное, когда он сделал первый шаг к своей профессии. Он понял: в шко ле не только унижают, обижают, пугают. Там могут защитить и понять... -а 1 иГьЖизнь ,с ним.,не церемонилась. Бло^сад- -энНй ^жашьМ«?;!ь^н нййидался, такого," чт<у: и на десять жизней 'Й а т т ! 0 +ёЦ“^Гю)'/й&"''ыа 132 фронте, сестренка умерла от голода, вок руг такое творилось, что детское сердце не могло вместить, оно останавливалось, не готовое к нечеловеческой нагрузке. И все-таки мальчишки их двора, кто выжил, той весной встречались где-то на задвор ках. Сидели на солнышке, начиналась вес на, а с ней просыпалась надежда: вдруг да конец блокаде. Среди них был один — бандюга, спекулянт, щеголявший в немец ком шлеме. Он был всегда сыт, а им, до ходягам, бросал, случалось, замусоленный пряник на пятерых — грызите. И грызли. Однажды принес книгу, развернул: «Евге ний Онегин». А. Пушкин». — Кто меняет за буханку? Все посмотрели на Женю, он у них был известный книгочей. «Руслана и Людмилу» в пять лет наизусть шпарил. Д а где Жене в.зять буханку, откуда? Кое-как выпросил книгу на ночь и, не смыкая глаз, учил до утра. Потом посчастливилось еще несколь ко дней урвать. Читал, переходя за срл- нышком с одной стороны двора на другую. А за ним перемещались его товарищи. По том был экзамен. Выдержал, нигде не зап нулся! Читал наизусть, с упоением, со стра стью, в почтительной тишине: ребята све ряли текст придирчиво, а встречая многото чие — требовали объяснения. И тогда, навер ное, почувствовал себя немножко учителем, дающим открытый урок. Видел, как гипно тизирует, завораживает, захватывает пуш кинское слово, как отходит от ребят тя желый гнет голода, светлеют глаза... Так словесник Евгений Ильин, включив и свой жизненный опыт, сформулировал, а точнее, выстрадал свои принципы. Урок литературы может больше, чем сама лите ратура, если это «человекоформирующий» урок. Не надо сыпать сверху, без разбора, горстями знания, не следует растить дере во длинное-длинное и тонкое-тонкое, пото му, что корень-то плохонький, еле зацепил ся за почву. Надо, чтобы человек сам брал из почвы, чтобы крепко пустил корни. А то надувают урок, как воздушный шарик. А потом его — хлоп и проткнула иголка наркомана. Сперва — человек, а предмет — потом. Избыточная информация вредна так же, как избыточный вес. Лишнее все убрать: слСдую- "'' 1 Й%<о''еграйиЦ^ не няН6," еОлИ раббАае'^^пЙе- “ диДр^'аМ?Нй"на¢й'ва'!Й^^IемЬдан до о^йЁ:(а!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2