Сибирские огни, 1988, № 11
нзусть, по нескольку раз иногда читаем в классе лирическую страницу о птице-трой- ке И все не так, как у Гоголя. Не видят, не видят ребята главного: дали, простора. Приходится самому... Рассказывая об Аустерлице и Бородине («Война и мир»), вижу не два разных по ля, а одно — свое, сибирское. Именно здесь Андрей Болконский впервые произнес свой — самый короткий в рО'Маяе — внут ренний М'ОН'Олог. Нигде так скоро не меня ются картины, как на бранном поле. Едва отзвучало загадочное «Вот оно!», а в мыс лях уже другое, более таинственное: «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче?»— размышля ет смертельно раненный Болконский, Чтобы ощутить истинную «высоту» неба, надо, как он, неподвижно лежать на спине. Обыден ный строй мыслей, где столько мелкого, су етного, виезапно становится «строгим и ве личественным», и ты уже не пр'осто смот ришь в вышину, а между тобою и небом свершается тот молчаливый диалО'Г, кото рый не в силах передать даже великий писатель. Но он есть, есть. Нередко на только что скошенном поле мы всей школой собирали хлебные колосья, оставшиеся после жатвы. Эго был наш пио нерский В'Клад в победу над фашизмом. Иногда целый мешок зерна сдавали в кол хозный амбар. Многие удивлялись нашей расторопности. В короткие минуты пере дышки любил лечь на спину, ощущая под собой мягкие, но колючие иглы под корень срезанных пшеничных или ячменных стеб лей, и, точно завороженный, глядел, гля дел в небо — как у Толстого «далекое, вы сокое и вечное», пока не раздавалась коман да «подъем» и кто-то протягивал руку, по могая встать. Каким же крошечным и едва различимым каза'Лся мне мой приятель в том огромном круге осеннего неба! Не тре бовалось больших усилий объяснить ребя там, а им — понять, почему осгатовивший- ся над раненым Болконским его кумир, На полеон, любивший осматривать поле сраж е ния, вдруг показался ему «столь малень ким, ничтожным» в сравнении с небом. И тем, что над Болконским — космическим небом, и другим, которое открылось в нем самом,— духовном. На сверхчеловеко'В, на верное, так и надо смотреть, по-толсто.вски: на фоне неба... Обычно даю задание, которое, вопреки опасению, не вызывает улыбок. Прошу ча сок-другой, когда придет лето, затеряться где-нибудь в поле, лечь на траву и не спе ша, раздумчиво, с открытыми или закрыты ми глазами «поговорить», как Болконский, с небом. А после в жанре сочинения-днев ника рассказать о своих впечатлениях. Те му выбираем сообща: «Далекое, высокое, вечное». Ведь именно оно пообещало кня зю Андрею совсем иную «прекрасную» жизнь, чем та, которой он жил прежде. И как ни притягивала его, точно магнитом, жадная до крови земля, небо оказалось сильнее: оно заставило его «пошевелиться» и произнести звук. Остальное уж сделали люди. Здесь же, на Аустерлицком моем поле, незадолго до печального сражения состо ится еще один диалог: императора Алек сандра I с Кутузовым. «Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Илларионовяч, где все не начинают парада, пока не придут все полки»,— говорит он Кутузову и в от вет слышит дерзкое, смелое; «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу». Нельзя путать «луг», на котором, бравируя маршируют, и «поле», где умирают. Военным и жизнен ным опытом Кутузов знает цену полям; своему и чужому. У Бородина его тоже торопят, на этот раз уже солдаты, не же лающие отступать. И он, в отличие от Аустерлица, хоть и не доволен позициями, уступает. На своем поле, да еще рядом с Москвой — победа неминуема. Бородино... В головокружительной воен ной и политической карьере Наполеона оно стало неразрешимой загадкой. Обычное, в общем, поле, как и многие другие, на кото рых он так уверенно одерживал блистатель ные победы. И вот — точно в бездну про валиваются его (!) люди на гладкой равни не. «Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он ви дел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым гла зом». Ни труба, ни глаз не давали четкой картины того, что происходило в смеси ды ма и тумана. Позже Наполеон увидит не «маленький круг», а все поле и — ужаснет ся тому, чего не открыла и не могла открыть даже самая совершенная «труба». О чело вечьей мудрости «простого глаза», способ ного м»ногое не разглядеть и в то же вре мя увидеть все, задумался я, рассказывая классу о Наполеоне и расширяя симв.олику романа: «труба» и «глаз» (как «земля» и «небо») по-своему олицетв'оряли «войну» и «мир». Научиться видеть крупный план происходящего не малым кругом холодной и ко всему безучастной линзы, а духов ным зрением — к этому зовет гений Тол стого великими и трагическими страница ми о Бородине. Цикл стихов А. Блока «На поле Кули ковом. Не раз приходилось комментир'О- вать: Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар. Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи! Вздымается конская грива, За ветром, взывают мечи.,.. Обращенные разом и в глубь, и в перспек тиву истории, пророческие слова Блока то же воспринимались биографически: «дале че» казалось не таким уж и далеким. Ро мантическая символика вбирала в себя и сложную симфонию мира, и отдельную, казалось бы, затерявшукхя в этом мире судьбу. «Быть светлым меня научи!» Ког да задаю вопрос «Как понимать эту строч ку?»— ответы разные. «Светлым» — значит жить всей (!) исто рией родины, а не только ее «кусочками»; «светлым» — готовить себя к испытаниям, какие выпадут на долю твоей отчизны. Не ощути Блок в себе самом этого света, возм'ожво, и не было бы поэмы «Двенад цать», как, впрочем, и знаменитой встречи с Маяковским на Дворцовой площади у кос тра... Значит, была она, эта светлая связь «поля» и «площади» в дуШе и судь бе поэта. Как и между циклом стихов «На поле Ку-®иковом» и поэмами «Двенад-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2