Сибирские огни, 1988, № 11
ство Никарагуа, по адресам дружбы воз никшей на минувшей маевке. О поездке ?Г в=?о^ Гн^ГГля “ политклуба, осознавших себя уч^тниками мирового исторического процесса. н Г она стала потрясением и для ный редактор «Учительской газеты» у "к о ' торого он побывал, предложил Федотову’ н и ц а Т т о з е т ь Г ? ^ ^ ’’" ° на страницах газеты, а раноно снова предложило ему увольняться... как н аруш ителю '^дисц™ ны. Он снова недооформил какие-то доку менты, которые вполне могли бы оформить и работники районо. Правда, новый дирек- тор, хотя все и свершалось в его отсутствм из-за болезни, взял вину на себя и получил выговор. Должно же районо реагировать! В школе Федотова оставили, но его п о и л ку велено было считать прогулом и не оп лачивать... А лучше всего, уволить бы это го возмутителя спокойствия, посоветовали директору. — Уволить? — заколебался директор уже обремененный выговором за самостоя тельность. — Можно и уволить. Но как я ребятам это объясню? и даж е умудренная годами руководитель, ница районо не нашла рекомендации в этой ситуации... Когда реформа школы сделала возмож ным возвращение в нее тех, кто с дипломом педагогов ушел когда-то на предприятия в институты, в учреждения, многие потя нулись к работе с детьми снова. Но не все выдержали и года такой «перестройки». — Не могу жить двойной моралью — сказала молодая учительница физики — го ворят. если с детьми разговаривать по- товарищески и вести себя естественно они сядут тебе на голову, всякий авторитет пропадет. И это, наверное, правда, потому что дисциплины у меня на уроках было ма ловато... Надо все время изображать из себя цербера или богдыхана, последнюю инстанцию по всем вопросам... И некоторые так входят в эту роль, что уж нигде не могут с ней расстаться. А такая роль при ветствуется: дисциплина, порядочек, свое временное заполнение всех бумаг и ника ких неожиданностей... Когда я обнаружила в школе пыльный телескоп, которым, ока зывается, никто никогда не пользовался, и привела его с помощью своих друзей в по рядок, чтобы наблюдать с ребятами ко мету Галлея, директор школы сделал мне выговор, что я нарушаю режим школьника, позволяю собираться в школе вечером... В отсутствие руководства! А если пожарб а если... Кто будет отвечать?! Тогда, чтобы директору за меня не отвечать, я предложи ла ребятам собираться у меня дома. У нас там не чердак, а прямо астрономическая площадка, И что же? Получила выговор за антипедагогичные действия! Дистанцию нарушила... Пришлось «несостоявшемуся педагогу» вернуться в то учреждение, из которого она пробовала вырваться в школу... Но что любопытно: дети продолжали хо дить к ней домой, где по сути дела обра зовался астрономический кружок... Что же, дирекция школы и органы народного обра зования поблагодарили самоотверженную любительницу астрономии? Нет: ее пригла сили на профком, поскольку она еще не снялась с учета, и устроили ей разбор «за аморальное поведение, выразившееся в противопоставлении себя школе». Дружбу ученика и учителя, их равный диалог, школьная бюрократия воспринима ет как нечто противоестественное. К сожалению, история эта — не исключе ние. Когда старшекурсницы Новосибирско го педагогического института на практике в сельских школах попытались следовать опыту новаторов, методику которых изу чали на спецкурсе, попробовали избрать позиции сотрудничества со своими ученика ми, последовали те же обвинения, подоз рения и даже отрицательная оценка практики: — У вас молодые люди бывают по вече рам! — обличала предусмотрительная завуч студентку, затеявшую в селе обсуждение айт- матовской «Плахи». — Литература литера турой, но и о своей чести надо помнить... Честь такими людьми воспринимается в одном значении: честь мундира... Такой «честью» и диктуется чиновничий, схоласти ческий и ханжеский стиль работы, разру шающий творчество и личность. В другой поселковой школе, где «Детей 'Арбата» не читал ни один из пятидесяти опрошенных мною учителей («Некогда чи тать», «Не могу достать»), директор шко лы отчитывала практикантку за то, что она обсуждает творчество Рыбакова и Шатро ва со старшеклассниками: им это недоступ- но-де, и нельзя детям рассказывать веши, которые «разрушают веру и патриотизм»... Это уже после дискуссии по письму зло счастной Н. Андреевой из Ленинграда. — Рассказывать ли молодежи правду об ис тории, о Родине? Д а разве можно так ста вить вопрос? — возмущается по этому по воду Зинаида Яковлевна Долгова, на уро ке которой девятиклассники поют под ги тару песню «Лечите нас правдой, учите нас правдой...» Правда — вот нравственность. Любое утаивание, страх правды рождают ложь, лицемерие и предательство. Покон чить с лицемерием и враньем — значит сде лать перестройку возможной, если не для уходящего, то для грядущего поколения. Надо понять всем, от чего мы хотим из бавиться и очиститься, избавить своих детей. И что мы хотим утвердить и отсто ять.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2