Сибирские огни, 1988, № 11

доцента пединститут*^ в Уьотной кухоньке Но о а с с к я ^ о ! ’ ° •^‘^ недоверчиво... надо п о д г о г о ," ь " р „ Т п е * с ? а ’’* ? “ “ " '“ ” = * " " " ■” »«>« как хочешь, как совесть велит... Да сегод- ю т :^ ^ ^ «^ о ;;;;Г а '"в°'’^“р„Ге ™ Г т а к Г Г с л ы ш ° ^ ^ ^ м ™ Шевченко, Караковского и Потаповой Волкова и Ильина. Привез рекоменла’ ции, методические разработки диТакти- ческие материалы, альбом с шаблонами по которым Потапова «ставит руку» ма­ лышам. Массу впечатлений прив^ Но и сильнейшее: вся жизнь новатора — непре­ рывная, изнурительная, изматывающая воина с рутиной, косностью. ч в а н З м ” “мо дурством полуграмотного чиновника Вой­ на рискованная со многими личностными потерями. А победы, а заслуги, а призна­ н и е - г д е они? Зарплата т а и я же как у тех, кто работает без творчества, без огонО- ка, без вдохновенья. Без риска и непри­ ятностей... Но и у самого «путешественника» интереснь.е мысли об уроке, о преподавании истории. Кое-что записала я в блокноте- а вдруг и из него вырастет новатор, и записи эти мне понадобятся. Распрощмась сеп дечно. Но услышала я его раньше, чем думала На следующий день, по телефону: ^ — Прошу, только не надо обо мне писать Пресса — это не по мне! “ иеать. Обещаю, что если и буду писать то фамилию не назову. Но в чем же все-та­ ки дело? — Я из школы ухожу... И повесил трубку. А жаль, сказал мне его бывший од­ нокурсник,-мальчишки его всегда любш ли, табуном за ним ходили еще на прак­ тике... Кружок вел, экспедиции, краевед­ ческий музей. Вот такая невеселая история. И все-та­ ки сегодня, думается, в школе больше других, внушающих оптимистические надеж­ ды, ситуаций. Историй, когда возбужденная происходящими в обществе процессами энергия действия и педагогика сотрудни­ чества если и не блистательно побеждают то все смелее и настойчивее заявляют о себе. Но об этом разговор особый: это для другого очерка, для методического пособия для книжки, если удастся... А в полемичес-’ кие заметки рвется иная тема, иной аспект разговора. Аспект тот же — предписание приказ, инструкция свыше из кабинета и с начальственного стола, бумага, от которой по-прежнему зависят в школе люди твор­ ческие. Сколько же над ними надсмотрщиков, указчиков, контролеров... и работа, жизнь. поступки, чувства самого учителя. Поисти- не: один с сошкой, семеро — с командой. ...Поздним вечером позвонил мне учитель географии, о котором не раз писала, как о воспитателе туристов, следопытов, крае­ ведов и — главное — настоящих мужчин и граждан, Юрий Иванович Ромашов: — Видно, мне надо уходить из школы... Что такое, Юрий Иванович? Вас на августовской конференции назвали лучшим географом района, вас на лето предпола­ гают начальником лагеря сделать... — Не знаю, как школы, а районе и го­ роно считают иначе... Что же случилось? За долгие годы раббты неуемному учите­ лю географии не раз приходилось вступать в конфликт с «власть держащими»: его не устраивала жизнь в рамках инструкции. Прежде всего его глубоко возмущала постановка школьной географии как зуб­ режки давно устаревших цифр и сведений. Возмущало, что большая часть жизни учи­ теля уходит на писание бумаг. планов, отчетов, справок, заполнение всевозмож­ ных анкет, журналов, вопросников... И, в общем-то, человек тихий, возмущался он бессмысленностью наробразовской рутины довольно громко. Сам он главной своей за ­ дачей ставил создание детского коллектива, не только классного (это его убеждение; нет хорошего класса в плохой школе, нет хорошей школы, коль класс плох), его ин­ тересовал разновозрастный детский кол­ лектив, где можно организовать общение детей по вертикали, воспитание в общем де­ ле, в общей мечте, в общем трудном счаст­ ливом походе к высокой цели. Как географ (и к тому же биолог) он и избрал настоя­ щий поход средством реали.зации своей меч­ ты. Мечтой этой — созданием школьного, а хорошо бы — районного лагеря «Шорлан- дия» — он воспламенил сначала нескольких мальчишек своего класса, а года через два неустанной, неукротимой работы увлек всю школу... «Шорландия» — от названия Горной Шо- рии, где удалось в поселке Каз найти в.зэ - имопонимание и готовность принимать в школе на каникулах новосибирских ребят. Шорию выбрали за живописность, за осо­ бый здоровый климат — чистый горный воздух, настоянный на пихте, кедре, елях да соснах, так что в конце концов выясни­ лось; заболевания дыхательных путей прекращаются здесь через два-три дня про­ гулок на лыжах безо всякого лечения... За то, что рудный этот район давал возмож­ ность изучить географию так, как ни один учебник не поможет... Но ездить сюда пришлось контрабандно: инструкцией министерства запрещены были подобные поездки в другую область. Изу­ чайте, мол, родной край. И слово «родной» нагрузили казенным смыслом: место про­ писки... И вот он десять лет вывозит в горы мальчишек и девчонок, живут там на пол­ ном самообслуживании, на условиях жес­ точайшей дисциплины, на преодолении труд­ ностей, с которыми никогда бы они в комфортной городской обстановке не встре­ тились. Уже через три-четыре дня самые капризные и избалованные девочки подни­ мались, преодолевая страх и слабость, в горы (первое время не одну такую капри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2