Сибирские огни, 1988, № 11
доцента пединститут*^ в Уьотной кухоньке Но о а с с к я ^ о ! ’ ° •^‘^ недоверчиво... надо п о д г о г о ," ь " р „ Т п е * с ? а ’’* ? “ “ " '“ ” = * " " " ■” »«>« как хочешь, как совесть велит... Да сегод- ю т :^ ^ ^ «^ о ;;;;Г а '"в°'’^“р„Ге ™ Г т а к Г Г с л ы ш ° ^ ^ ^ м ™ Шевченко, Караковского и Потаповой Волкова и Ильина. Привез рекоменла’ ции, методические разработки диТакти- ческие материалы, альбом с шаблонами по которым Потапова «ставит руку» ма лышам. Массу впечатлений прив^ Но и сильнейшее: вся жизнь новатора — непре рывная, изнурительная, изматывающая воина с рутиной, косностью. ч в а н З м ” “мо дурством полуграмотного чиновника Вой на рискованная со многими личностными потерями. А победы, а заслуги, а призна н и е - г д е они? Зарплата т а и я же как у тех, кто работает без творчества, без огонО- ка, без вдохновенья. Без риска и непри ятностей... Но и у самого «путешественника» интереснь.е мысли об уроке, о преподавании истории. Кое-что записала я в блокноте- а вдруг и из него вырастет новатор, и записи эти мне понадобятся. Распрощмась сеп дечно. Но услышала я его раньше, чем думала На следующий день, по телефону: ^ — Прошу, только не надо обо мне писать Пресса — это не по мне! “ иеать. Обещаю, что если и буду писать то фамилию не назову. Но в чем же все-та ки дело? — Я из школы ухожу... И повесил трубку. А жаль, сказал мне его бывший од нокурсник,-мальчишки его всегда любш ли, табуном за ним ходили еще на прак тике... Кружок вел, экспедиции, краевед ческий музей. Вот такая невеселая история. И все-та ки сегодня, думается, в школе больше других, внушающих оптимистические надеж ды, ситуаций. Историй, когда возбужденная происходящими в обществе процессами энергия действия и педагогика сотрудни чества если и не блистательно побеждают то все смелее и настойчивее заявляют о себе. Но об этом разговор особый: это для другого очерка, для методического пособия для книжки, если удастся... А в полемичес-’ кие заметки рвется иная тема, иной аспект разговора. Аспект тот же — предписание приказ, инструкция свыше из кабинета и с начальственного стола, бумага, от которой по-прежнему зависят в школе люди твор ческие. Сколько же над ними надсмотрщиков, указчиков, контролеров... и работа, жизнь. поступки, чувства самого учителя. Поисти- не: один с сошкой, семеро — с командой. ...Поздним вечером позвонил мне учитель географии, о котором не раз писала, как о воспитателе туристов, следопытов, крае ведов и — главное — настоящих мужчин и граждан, Юрий Иванович Ромашов: — Видно, мне надо уходить из школы... Что такое, Юрий Иванович? Вас на августовской конференции назвали лучшим географом района, вас на лето предпола гают начальником лагеря сделать... — Не знаю, как школы, а районе и го роно считают иначе... Что же случилось? За долгие годы раббты неуемному учите лю географии не раз приходилось вступать в конфликт с «власть держащими»: его не устраивала жизнь в рамках инструкции. Прежде всего его глубоко возмущала постановка школьной географии как зуб режки давно устаревших цифр и сведений. Возмущало, что большая часть жизни учи теля уходит на писание бумаг. планов, отчетов, справок, заполнение всевозмож ных анкет, журналов, вопросников... И, в общем-то, человек тихий, возмущался он бессмысленностью наробразовской рутины довольно громко. Сам он главной своей за дачей ставил создание детского коллектива, не только классного (это его убеждение; нет хорошего класса в плохой школе, нет хорошей школы, коль класс плох), его ин тересовал разновозрастный детский кол лектив, где можно организовать общение детей по вертикали, воспитание в общем де ле, в общей мечте, в общем трудном счаст ливом походе к высокой цели. Как географ (и к тому же биолог) он и избрал настоя щий поход средством реали.зации своей меч ты. Мечтой этой — созданием школьного, а хорошо бы — районного лагеря «Шорлан- дия» — он воспламенил сначала нескольких мальчишек своего класса, а года через два неустанной, неукротимой работы увлек всю школу... «Шорландия» — от названия Горной Шо- рии, где удалось в поселке Каз найти в.зэ - имопонимание и готовность принимать в школе на каникулах новосибирских ребят. Шорию выбрали за живописность, за осо бый здоровый климат — чистый горный воздух, настоянный на пихте, кедре, елях да соснах, так что в конце концов выясни лось; заболевания дыхательных путей прекращаются здесь через два-три дня про гулок на лыжах безо всякого лечения... За то, что рудный этот район давал возмож ность изучить географию так, как ни один учебник не поможет... Но ездить сюда пришлось контрабандно: инструкцией министерства запрещены были подобные поездки в другую область. Изу чайте, мол, родной край. И слово «родной» нагрузили казенным смыслом: место про писки... И вот он десять лет вывозит в горы мальчишек и девчонок, живут там на пол ном самообслуживании, на условиях жес точайшей дисциплины, на преодолении труд ностей, с которыми никогда бы они в комфортной городской обстановке не встре тились. Уже через три-четыре дня самые капризные и избалованные девочки подни мались, преодолевая страх и слабость, в горы (первое время не одну такую капри-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2