Сибирские огни, 1988, № 11

шел танцевать. Стояли тесными группами, обратив к «воспитательнице» упрямые свои затылки. Они не хотели нарочито демонст­ рировать перед кем-то свои чувства, свои мысли... Позже, через несколько лет, узнаю: мальчик из этой области — Коля Шорников, окончив Новосибирское военно-политиче­ ское училище, был направлен в Афганистан и там, в ущелье, чтобы сдержать душманов, подорвал последней гранатой и врагов, и себя. А другой его земляк по собственной инициативе проник в банду под видом зару­ бежного корреспондента и спас таким об­ разом от уничтожения целый кишлак. Уп­ рямые и своевольные они, эти сибирские мальчики, бунтующие в детстве против по­ казухи и всяческого вранья... — Что же теперь, и открытых уроков не проводить, и достижений не демонстриро­ вать,— с возмущением спросила меня как- то методист,— а как же передовой опыт распространять? Оказывается, демонстрируя (!) детей, тем самым распространяют... передовой опыт! Но даж е если оставить в стороне безнрав­ ственность таких «методов внедрения», то нельзя же смириться с тем, что именно распространяется и внедряется! Руководителей школ на примере опять-та- ки лучшего коллектива учили, как прово­ дить комсомольское собрание. Комсорг класса вызывала «ораторов» (иначе не назовешь!) по списку, не дожи­ даясь, когда кто-либо попросит слова, и предлагала им высказаться, по поводу только что вышедшей книги «Целина» (а в повестке значился разговор о комсомоль­ ском долге!) Ребята по бумажке читали слова, неиз­ вестно кем написанные, цитировали текст из книги и садились с чувством достоинства и исполненного долга на место. Ни о делах класса, школы, района, ни о собственных проблемах и помину не было! Пели гимны автору «Целины»,.. Симптоматично, что никто из участников семинара (а были здесь люди и с 25-летним педагогическим стажем) не возмутился та­ ким «собранием», не восстал против форма­ лизма и надругательства: все выступавшие вслед за методистом пели дифирамбы «ор­ ганизованности» ребят... Что было в такой оценке: лицемерие, под­ халимаж, неумение отличить дурное от хорошего? Думается, всего понемногу, но немало и простого «святого непонимания в чем состоит роль и задача воспитателя. Думать так заставляет то единодушие, с каким руководители школ, например, отри­ цают (начисто!) существование формализ­ ма в своей работе, — Что вынуждает учителя к заорганизо- ванности, парадности? Что приводит к фор­ мализму? Давайте проанализируем на зна­ комых вам ситуациях из жизни ваших школ,— предложила слушателям факульте­ та повышения квалификации руководящих работников народного образования декан Новосибирского пединститута Мария Фе­ доровна Ткач. Все присутствовавшие единодушно от­ рицали такие «невероятные» явления в своих школах. А через некоторое время одна из слушательниц, директор крупной школы, работавшая над рефератом «Вос­ питание творческого учителя», пригласила всех посмотреть в своей школе систе.му творческого воспитания в начальных клас­ сах. Предлагался для ознакомления опыт заслуженноь'ь учительницы РСФСР. ...Шел «праздник букваря». Тридцати ребят в дорогих сказочных костюмах, на иные из которых немалая часть родитель­ ской зарплаты была затрачена, читали сти­ хи, пели песни, танцевали. А четверо — в школьной скромненькой и не у всех ак­ куратной форме — сидели обособленно за партой, с робкими несчастными лицами сре­ ди довольных взрослых гостей. Слезы дро­ жали на глазах самой маленькой, щуплой, с нездоровым цветом лица. — Что, эти ребята не выучились чи- тать? — спрашиваю директора.— Поче-му они не участвуют в празднике? _ А.—отвечает,—родители виноваты: кос­ тюмы не сшили. У кого денег не хватило, кто пьет сильно. У этой — мать в больни­ це давно... Тяжелый контингент. А ведь когда-то эта женщина — директор и преподаватель литера:уры, читала стар­ шеклассникам слова Достоевского о том, что никакая великая идея не стоит и одной детской слезы. Так стоит ли слез какой бы то ни было праздник, отчет, сверхпоказ?! Как же сохранить при этом душевное здоровье ребят?! В другой школе, целым коллективом работавшей по теме «Правовое воспита­ ние школьника», поставили перед школь­ ной линейкой первоклассника, перепутавше­ го в раздевалке одинаковые меховые шап­ ки и два дня носившего чужую, обвинили его в краже и разъяснили всем, что такое воровство и какая за него грядет «ответственность». В этой же школе на всех совещаниях, как трудного, склоняли и спрягали старшеклассника, читавшего на уроке военной начальной подготовки... Тур­ генева! Его не допускали к занятиям и вызывали на педсовет. Так и формулиро­ вали грозное обвинение: «Тургенева читал!» А цель? Отчитаться в результативности работы, в количестве мероприятий... К такому абсурду принуждал школу целый сонм проверяющих: где ваги план, какие меры, какие результаты?.. Вот и со­ чиняли «результаты». Но вот методика новаторов стала широко изучаться. Стала дебатироваться концепция новой школы. Разрешено педагогу работать творчески... Приняты постановления, приняты меры, на­ чалась демократизация школы... Д а всюду ли? Вот из Москвы вернулась с курсов пере­ подготовки заведующая районным отделом народного образования, уезжавшая с вели­ чайшей готовностью понять новую «педаго­ гику сотрудничества» и начать в собствен­ ной работе самый решительный поворот. Пребывание ее в столице совпало как раз с конференцией учителей-новаторов, которую проводило под давлением общественного мнения и прессы Министерство просвеще­ ния СССР. Что же нового привезла с курсов добро­ совестная слушательница? — Ни нас к новаторам не возили на урок, ни к нам никого не приглашали, а лекторы на курсах все больше напирали на неприят­ ные личностные качества этих людей: вздор­ ность, недисциплинированность, самомне­ ние.™ Хорошо, что телевидение дало всем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2