Сибирские огни, 1988, № 11
шел танцевать. Стояли тесными группами, обратив к «воспитательнице» упрямые свои затылки. Они не хотели нарочито демонст рировать перед кем-то свои чувства, свои мысли... Позже, через несколько лет, узнаю: мальчик из этой области — Коля Шорников, окончив Новосибирское военно-политиче ское училище, был направлен в Афганистан и там, в ущелье, чтобы сдержать душманов, подорвал последней гранатой и врагов, и себя. А другой его земляк по собственной инициативе проник в банду под видом зару бежного корреспондента и спас таким об разом от уничтожения целый кишлак. Уп рямые и своевольные они, эти сибирские мальчики, бунтующие в детстве против по казухи и всяческого вранья... — Что же теперь, и открытых уроков не проводить, и достижений не демонстриро вать,— с возмущением спросила меня как- то методист,— а как же передовой опыт распространять? Оказывается, демонстрируя (!) детей, тем самым распространяют... передовой опыт! Но даж е если оставить в стороне безнрав ственность таких «методов внедрения», то нельзя же смириться с тем, что именно распространяется и внедряется! Руководителей школ на примере опять-та- ки лучшего коллектива учили, как прово дить комсомольское собрание. Комсорг класса вызывала «ораторов» (иначе не назовешь!) по списку, не дожи даясь, когда кто-либо попросит слова, и предлагала им высказаться, по поводу только что вышедшей книги «Целина» (а в повестке значился разговор о комсомоль ском долге!) Ребята по бумажке читали слова, неиз вестно кем написанные, цитировали текст из книги и садились с чувством достоинства и исполненного долга на место. Ни о делах класса, школы, района, ни о собственных проблемах и помину не было! Пели гимны автору «Целины»,.. Симптоматично, что никто из участников семинара (а были здесь люди и с 25-летним педагогическим стажем) не возмутился та ким «собранием», не восстал против форма лизма и надругательства: все выступавшие вслед за методистом пели дифирамбы «ор ганизованности» ребят... Что было в такой оценке: лицемерие, под халимаж, неумение отличить дурное от хорошего? Думается, всего понемногу, но немало и простого «святого непонимания в чем состоит роль и задача воспитателя. Думать так заставляет то единодушие, с каким руководители школ, например, отри цают (начисто!) существование формализ ма в своей работе, — Что вынуждает учителя к заорганизо- ванности, парадности? Что приводит к фор мализму? Давайте проанализируем на зна комых вам ситуациях из жизни ваших школ,— предложила слушателям факульте та повышения квалификации руководящих работников народного образования декан Новосибирского пединститута Мария Фе доровна Ткач. Все присутствовавшие единодушно от рицали такие «невероятные» явления в своих школах. А через некоторое время одна из слушательниц, директор крупной школы, работавшая над рефератом «Вос питание творческого учителя», пригласила всех посмотреть в своей школе систе.му творческого воспитания в начальных клас сах. Предлагался для ознакомления опыт заслуженноь'ь учительницы РСФСР. ...Шел «праздник букваря». Тридцати ребят в дорогих сказочных костюмах, на иные из которых немалая часть родитель ской зарплаты была затрачена, читали сти хи, пели песни, танцевали. А четверо — в школьной скромненькой и не у всех ак куратной форме — сидели обособленно за партой, с робкими несчастными лицами сре ди довольных взрослых гостей. Слезы дро жали на глазах самой маленькой, щуплой, с нездоровым цветом лица. — Что, эти ребята не выучились чи- тать? — спрашиваю директора.— Поче-му они не участвуют в празднике? _ А.—отвечает,—родители виноваты: кос тюмы не сшили. У кого денег не хватило, кто пьет сильно. У этой — мать в больни це давно... Тяжелый контингент. А ведь когда-то эта женщина — директор и преподаватель литера:уры, читала стар шеклассникам слова Достоевского о том, что никакая великая идея не стоит и одной детской слезы. Так стоит ли слез какой бы то ни было праздник, отчет, сверхпоказ?! Как же сохранить при этом душевное здоровье ребят?! В другой школе, целым коллективом работавшей по теме «Правовое воспита ние школьника», поставили перед школь ной линейкой первоклассника, перепутавше го в раздевалке одинаковые меховые шап ки и два дня носившего чужую, обвинили его в краже и разъяснили всем, что такое воровство и какая за него грядет «ответственность». В этой же школе на всех совещаниях, как трудного, склоняли и спрягали старшеклассника, читавшего на уроке военной начальной подготовки... Тур генева! Его не допускали к занятиям и вызывали на педсовет. Так и формулиро вали грозное обвинение: «Тургенева читал!» А цель? Отчитаться в результативности работы, в количестве мероприятий... К такому абсурду принуждал школу целый сонм проверяющих: где ваги план, какие меры, какие результаты?.. Вот и со чиняли «результаты». Но вот методика новаторов стала широко изучаться. Стала дебатироваться концепция новой школы. Разрешено педагогу работать творчески... Приняты постановления, приняты меры, на чалась демократизация школы... Д а всюду ли? Вот из Москвы вернулась с курсов пере подготовки заведующая районным отделом народного образования, уезжавшая с вели чайшей готовностью понять новую «педаго гику сотрудничества» и начать в собствен ной работе самый решительный поворот. Пребывание ее в столице совпало как раз с конференцией учителей-новаторов, которую проводило под давлением общественного мнения и прессы Министерство просвеще ния СССР. Что же нового привезла с курсов добро совестная слушательница? — Ни нас к новаторам не возили на урок, ни к нам никого не приглашали, а лекторы на курсах все больше напирали на неприят ные личностные качества этих людей: вздор ность, недисциплинированность, самомне ние.™ Хорошо, что телевидение дало всем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2