Сибирские огни, 1988, № 11
8Я ЭТО папа,— я еще не выбрала, нем Оыть._ — Не имеет значения. Скажешь, что меч таешь о стройке, чтобы шефы не обижались. Что все хотим — в строители... А мне не когда, надо другим звонить, классная веле ла,— в трубке щелкнуло. Смятение охватило Наташу: с одной сто роны — не хотелось надевать на переклич ку скучное коричневое платье, да еще в ж а ру, с другой — так заманчиво сняться в кино и посмотреть себя на большом экра не... Она вертелась перед зеркалом, когда позвонила расстроенная мама третьей под ружки — Оли: — Наташа, ваш класс, оказывается, завт ра снимают в кино — перекличка у новой школы. А почему же Олю не пригласили? Ведь это же перекличка для всех? Ты же знаешь, как она переживает свои веснушки, думает теперь, что это из-за них все. Пла чет. Готовилась к началу учебного года, как к празднику, а вот что получилось... Сначала Наташа с подругами хотела от казаться от съемок; «Раз Олю не зовут». Потом «здравый смысл» взял верх; «Раз взрослые велят». Они делают со своей клас сной руководительницей все, что нужно бы ло режиссеру (отобранные из разных клас сов — изображали коллектив, произноси ли отрепетированные реплики, старательно улыбались, осторожно держали чужие цветы), а на душе было ощущение неправ ды и чего-то стыдного. И вечером после съемок Наташа плакала не менее горько, чем Оля накануне съемок, в которых ей так и не пришлось участвовать. Ни директор школы, ни учителя обвине ний Олиной мамы в том, что они препода ли организованный урок лжи, не приняли, никакой «крамолы» в этой истории не увидали. Ну, подумаешь, поревели девчонки, да и забыли... Но есть тут еще одна подробность: не сколько лет назад Олю и четырех ее од ноклассников не «пригласили» на открытый урок, который показывали педагогам рай она. Прибежав домой, радостная девочка сообщила; — Учительница нас отпустила! Так много пришло гостей, что нам места в классе не хватило! Впервые тогда мать подумала с тре вогой, что ее неловкой, чрезмерно застен чивой девочке, которая при чужих не раз говаривает. в этом образцово-показатель ном классе и впредь будет «не хватать» места... И вот восьмой класс, сентябрь, а Оля отказывается идти в школу: — Не хочу, я там никому не нужна... В девятом классе мне все же удалось увидеть Олю в школе: она твердо решила получить «пятерочный» аттестат, чтобы поступить в юридический институт. Увиделись мы на заседании литературно го клуба, который также считался по го роду одним из лучших, и опыт его широко распространяли не только методисты, но и журналисты. Шло обсуждение повести Дины Рубиной «Дверь в чужую жизнь». Преподаватель литературы очень выразительно, патетично, страстно читала стихи о любви и благород стве, о честности и доброте, а затем пред ложила дискуссию на моральную тему: ответственность за любовь, ответственность за елоао и поступок, иравствеашая самостоя. тельность... Стали обсуждать поступок ге роя, порвавшего по требованию родителей с любимой девушкой и оставившего собствен ного ребенка без отца. Тема эта была близ ка старшеклассникам не только теоретиче ски: в их классе учился юноша, который не давно стал отцом (и об этом знали все), но не хотел признавать своего отцовства, по тому что не разрешали родители «связывать себя на всю жизнь из-за предрассудков». Удивительно было, что одноклассники в эту ситуацию никак не вмешивались и сво его отношения к происходящему не выража ли: ведь и учителя хранили «деликатное молчание»... А дискуссия о нравственности литератур ных героев развернулось очень горячая. Вы ступали замечательно. Поднялся с места, когда учительница его назвала, и юноша- отец... Ясным, звучным голосом он клеймил предательство, слабоволие героя повести, подлую расчетливость родителей. Он рассуждал о чести! И все слушали молча, равнодушно... Потом я спросила Олю: — Как же вы могли слушать эту демаго гию, эту циничную ложь? — А разве то, что мы слушаем ежеднев но,— не ложь? — холодно и враждебно спросила меня девушка в ответ.— Что мы можем изменить? Что изменилось бы, если б я выступила против него? Мне бы сказа ли; «Не лезь в чужую личную жизнь» или «Не позорь школу!» Ситуация в этой школе — не частный случай, а явление распространенное и край не опасное, искажающее представления о нравственных ценностях, поведение целого поколения. Вспоминается мне поездка в районный лагерь труда и отдыха школьников одной из сибирских областей. Прекрасная материаль ная база, хорошая организация труда на полях совхоза дополнялись здесь, по сло вам комиссара лагеря, бывшего директора Дворца пионеров, интересной «обществен ной жизнью». Одно из мероприятий — дис пут о месте подвига в современной жизни — должно было состояться вечером. ...На поляне, метрах в двадцати от лаге ря, собрали ребят, запалили заранее подго товленный взрослыми костер, перед ним вы строили десяток девочек, вызубривших ли тературный монтаж, а затем предложили «честно поспорить» о подвиге и героизме. Ребята молчали. — Ну что же вы,—с малой «материн ской» укоризной увещевала женщина, именовавшая себя комиссаром лагеря,— корреспондент у вас в гостях из самой Москвы! Слушает, записывает... А вы! Эх вы! Ребята молчали. — Ну, я вас прошу: если будете активно выступать, разрешу танцевать до 12 ночи... И свет на площадке выключим! — уже совсем отчаявшись, выкрикнула «организа тор диспута». И тут сидевший спиной к костру парниш ка рванул струны гитары и заголосил что- то, подражая любимому певцу. То был яв ный протест. И ребята его поддержали: один за другим отходили они от костра, а потом цепочкой потянулись в лагерь. Там для них включили музыку, но никто не по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2