Сибирские огни, 1988, № 11
и в ощутимых бедах экономики, что не бу. дет канадый заботиться о благе всех, если все не будут обеспокоены благом каждого. Принцип этот, как доказала история, осуществим лищь в условиях подлинной не лицемерной демократии, когда источником власти при полной свободе и равенстве всех прав и возможностей является сам народ, а не какой-либо бюрократический орган, созданный «для народа». Думаю, сегодня настало нам самое время перечитывать со своими взрослеющими детьми Чернышевского и Герцена, но прежде всего — Ленина. Предвижу улыбку скепти ка и предлагаю ему строчки из письма студента Томского университета своим друзьям: «...Видимо, в каникулы засяду за Достоевского, а сейчас читаю и перечиты ваю «Былое и думы». Каков, оказывается Герцен! У меня просто слов нет! Если ты еще не читал, то обязательно начни листать! Как только заглянешь — не оторвешься И не надо никаких после этого монографий и современной исторической макулатуры типа откровений Брежнева. Не буду оце нивать, скажу только, что если у меня когда-нибудь будут дети, то их юность начнется с Герцена. Приложу все усилия чтобы это было так!» Сейчас, когда среди уверенных и черес чур уверенных голосов звучит немало рас терянных, смятенных перед трагической правдой о прошлом и непривычными кон турами будущего, именно обращение к классикам, Ленину поможет нам понять и объяснить детям, что происходит с об ществом. Именно чтение первоисточников, а не комментариев, которые, как показал тот ж е печальный опыт обучения последних лет, все умеют исказить, переиначить, умолчать... Давайте найдем в себе силы вниматель но и честно прочитать с детьми «Очередные задачи Советской власти», где Ленин про анализировал особенности демократическо го централизма и предостерег от условий, в которых демократия и централизм могут стать взаимно противоположны и превра титься в ходе борьбы между собой в бю рократический централизм или анархист ское своеволие. К сожалению, во многих школах взаимо отношения педагогического и детского кол лективов и сегодня основываются именно на принципах бюрократического центра лизма, подавляющего личность. И вот — младшие копируют старших бюрократов. Не комсомольское собрание, не совет отряда или дружины являются руководящими ор ганами детского коллектива, а — учитель, классный руководитель, администрация школы — «начальство». Не здесь ли берет начало иждивенчество, инфантилизм ребят, их скептическое, а то и прямо негативное отношение к обществен ным официальным мероприятиям, формам жизни? А человек — существо обществен ное... Школьному бюрократическому центра, лизму ребята противопоставляют анархист ское своеволие улицы. Бозникают «нефор мальные», враждующие между собой груп пировки, «тусовки», куда взрослым доступ закрыт. Мне приходилось наблюдать, как адми нистрация одной из школ распекала вось миклассниц. Вхожу в кабинет директора, когда речь зашла уже о том, что «если дальше так пойдет, тюрьмой кончится». Девчонки взъерошенные, мокрые от слез, с озлобленными, упрямыми лицами. В чем дело? Оказывается, срывали «систематичес ки» с вешалки пальто одноклассника, кото рый оборвал у одной из них пуговицы. То был традиционный для подросткового воз раста ритуал ухаживания. Конфликт мог разрешиться самими детьми и стать уроком жизни в коллективе. Но в кабинете дирек тора все стало уроком лицемерия, лжи и круговой поруки. А как детские конфликты разрешаются, например, по коммунарской методике ле нинградского профессора И. П. Иванова, которая сегодня, наконец, обрела вторую жизнь благодаря бесстрашию и энтузиаз му его последователей? Вот что рассказы вает ученица Игоря Петровича бывшая воспитательница интерната, а теперь ф и л о -' соф и социолог Л . Г. Борисова: когда ее воспитанники сильно провинились— облили чем-то скверным нелюбимую нянечку, она не стала оставлять их после обеда, как требовал директор, не стала читать нота ций, как советовали коллеги, а провела «разговор по кругу», как рекомендует Иванов. Каждый высказывает, что он д у мает по поводу происшествия. Высказывает, что хочет и как хочет. Высказывается толь ко тот, кто хочет. Никакого принуждения. Учитель только эмоционально поддержива ет того, кого считает нужным. Не допрос, не коллективное разбиратель ство, а коллективное размышление о том, что произошло, почему и — обязательно — как п о п р а в и т ь . Вопрос «Кто это сде лал?» не ставился. И дети, кто хотел, на чали высказываться. Один говорил: «Ну что особенного?», другой «Так ей и надо!», «Обидно, конечно, человеку: нехорошо полу чилось, это же хотели пошутить не с него вовсе, случайно получилось...» А потом кто-то сказал: «Это сделал я. Но не для нее: должен был Вовка войти...» Что делать? Решают всем классом изви ниться и взять на себя ту работу, которую выполняла нянечка... Конфликт был ис черпан, а ребята обнаружили в себе спо собность понимать боль другого человека, признавать ошибки, исправлять их самос тоятельно и радоваться заслуженному про щению. Это и есть первая ступень школы управ ления, школы демократии. Только где она есть? У очень немногих педагогов остался талант слушать, выслу шивать до конца незрелую личность, вос принимать ее как равного собеседника и на условиях равенства и сотрудничества вес ти «диалог двух культур». Вот этого понимания — что любой ребенок есть непознанная Вселенная—-и не хвата ет авторитарному педагогу. ...— Натка, завтра приходи на переклич ку не к 11, как в объявлении, а к 10. Обяза тельно в школьной форме! — выпалила на одном дыхании староста класса Уля. — И приготовь ответы иа вопросы о своей про фессии, общественной работе и мечте! Нас будут снимать на кино! — Но,— растерялась Наташа, не смевшая признаться, что мечтает стать киноактрисой, потому что дома ее жестоко высмеивал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2