Сибирские огни, 1988, № 11
она учится играть на скрипке, и нет в в городе любимого ею шоколадного мороженого и шоколадных конфет... Вот такое «крамольное» письмо, за которое длительное время пришлось расплачиваться не только Оле, но и ее маме, и ее папе... По инициативе гороно в школе организо ванно провели травлю этой семьи. Допра шивали неоднократно Олю: «Покажи, куда ты опускала письмо»,— ходили на дом к ее родителям, заклеймили их на родитель ском собрании, а Олю — на классном часе, где говорилось, что дети Африки голодают и что пионеры должны бороться за мир, а не за мороженое... Смешно? Или рыдать хочется? В довер шение всего, когда статья была опубликова на под названием «Урок демократии для Оли», все ее «герои» прислали в редакцию опровержения — и учительница, и директор школы, и инспектор гороно, которую в результате этой «операции» сделали дирек тором педагогического училища... Нет, факты они не опровергали, ибо тому были сотни свидетелей. Они доказывали свою правоту, свои благие намерения и педагоги ческую эффективность своих действий... А сколько раз в конфликтных ситуациях я слышала еще одну «мудрость»; — Кто пишет в газету про свой коллек тив, тот не должен работать учителем. Ярко эта тенденция проявилась на Все российском съезде учителей, где дружно подобранные делегаты дружно ругали «Учительскую газету». Процитирую лишь одного из них: «Газета дискредитировала реформу, от влекла людей от выполнения ее партийных идей». (Аплодисменты), «Наша педагогичес кая критика — это околобеллетристическая тля» и т. п. Аплодисменты зала и одобрительные улыбки президиума поощряли оратора — В. X. Хадаева, делегата московского учи тельства, директора экспериментальной школы Академии педагогических наук СССР, кавалера ордена, заслуженного р а ботника школы РСФСР и т. д. и т. п. Это он на всероссийских совещаниях и со страниц ь^едомственной прессы наиболее яростно поносил учителей-новаторов. Орга низаторы совещаний объявляли Хадаева та лантливым педагогом... Пока его в такой роли не увидели на экране ЦТ земляки из Орджоникидзе. Они-то и сообщили в Моск ву, что это — мошенник, подделавший до кументы и впервые уволенный за то, что, будучи директором школы, помогал своему брату совратить и выкрасть восьмиклассни цу... Как выяснил юрист «Литературной газеты»', никаких орденов и поощрений не было, а были лишь неоднократные уволь нения за аморальное поведение... Такие хадаевы — «идейные противники» гласности и демократизации. Но было бы проще, если б перестройке школы сопротивлялись одни мошенники. Рано или поздно, те себя про являют и влиянием на честных людей уже не пользуются. И не от них зависят про цессы, происходящие в школе... От кого же и от чего? Приходилось ли вам со стороны наблю дать жизнь детского коллектива? Очень поучительное занятие; можно воочью уви- ' «Литературная газета». 1988. 20 января. 120 деть будущее общество. Составят ли его основу смелые мыслители, изобретатели, бунтари, яркие личности или «послушники», жадные до удовольствий приспособленцы, робкие, безликие «винтики», люди «малень кие и подневольные», как говорят они о себе, перекладывая ответственность за свои поступки на инструкцию или «вышестоя щие инстанции»... Когда в одной из сельских школ встретил меня не директор, а подтянутый, аккурат ный, подчеркнуто вежливый и в то же время свободный, не скованный в общении девя тиклассник, представился как дежурный, спросил, что мне нужно и проводил в комитет комсомола школы, а не к директору, поскольку меня интересовала дружба этих ребят с детдомовскими, мне подума лось, что здесь растят людей свободных, ответственных и смелых... Потом это наб людение не раз подтверждалось. Но вот другая картина, более, очевидно, всем знакомая; перед разъяренной учитель ницей или воспитательницей машет руками, крутится, вопит и оправдывается пацане нок или целый клубок детворы. А_ в лицо им — ефрейторский крик элегантной дамы: — Молчать! А ты закрой рот сейчас же и отвечай: будешь еще?! В воцарившейся тишине она еще минут пять кричит на виновного командным лю тым голосом, будь перед ней четырехлетний или четырнадцатилетний, и успокаивается, только доведя «противника» до слез или притворного раскаяния. (Именно «против ника»; одна из школ демонстрировала свой опыт под лозунгом «Как мы боремся с трудными подростками»). Кто потом вырастет из затюканного, замученного истеричными нотациями маль чишки? Лицемер, в душе ненавидящий всякое «начальство» уже за одно то, что ему могут скомандовать «закрой рот» или «отвечай», хоть и в более деликатной, ко нечно, форме? Тихоня, который никогда голоса не подаст и с инициативой не высту пит, чтоб не быть замеченным? Ведь ус тановки личности, характер бунтаря, бор ца или приспособленца закладываются в детстве. Между тем многие взрослые люди признаются, что никогда не испытывали такого унижения и давления, как в детстве, в школе или в семье, где мать, распаленная нравоучениями классного руководителя, тоже разговаривала в командно-диктатор ском тоне «запретителя», «ограничителя», «посрамите. 1 я», словом — тирана... В детстве же складывается тип мышле ния — демократический или авторитарный. Вот почему такое общественное, политичес кое даж е звучание приобрела сегодня та полемика, что ведется между сторонниками авторитарной педагогики, рожденной в к а бинетах, исповедующей принцип «Делай», как тебе велено!», и учителями-новаторами, создающими демократическую, творческую педагогику сотрудничества, основанную на диалоге и соавторстве равноправных участ ников воспитательного процесса, в кото ром бы каждый поступок, действие, побуж дение воспитанника были обусловлены коммунистическим принципом; забота каж дого о благе всех и забота всех о благе каждого. Это нерасторжимое единство. Горькие минувшие десятилетия застоя до казали не только на моральном уровне, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2