Сибирские огни, 1988, № 11
в этой борьбе, сыграла какую-то роль, или так — суета сует, ложные светила увлекли тебя? Ее уроки — сплав яростной, бес страшной публицистики и вдохновенного учительского искусства. В этот раз — на последнем для девяти классников, обобщающем, как говорят пе дагоги, уроке обращались чаще всего к пьесам Вампилова, но — и к Чехову, и к Рыбакову — «Дети Арбата», и к Дудинце- ву — «Белые одежды», и к Беку — «Но вое назначение», и к Нагибину — «Встань и иди», и к Платонову, и к Пастернаку... Два часа длился разговор «о времени и о себе», которому не может быть конца для человека совестливого и думающего, какими хочет воспитать ребят эта отважная, не сгибаемая женщина. Несгибаемая? Через некоторое время я увидела ее с опрокинутым лицом: — Не знаю, как быть... Надо уходить из школы... Надо решать... У нее четверо детей. Она учитель что на зывается «божьей милостью». Сотни педа гогов, собравшиеся на «панораму творчес ких уроков», появилась такая форма рас пространения передового опыта, требова ли, чтобы именно Зинаиду Яковлевну Дол гову, учителя-новатора с двадцатипяти летним стажем «битвы в пути» за новую школу, избрали делегатом Всесоюзного учи тельского съезда, выборы на который дав но прошли... И вот она —- на распутье; оставаться ли в школе? И еще разговор: одна мама-журналистка тревожилась, как воспитывать детей в усло виях перестройки — повсюду звучат пот рясающие разоблачения, много разочаро ванных, не станут ли дети от этого без различными к политике или даже циничны ми... — До сих пор детей губила двойная на ша мораль, когда им запрещали повторять в школе то, что говорилось дома,— возра зила ей коллега. — Был страх правды — отсюда ложь. Ведь та же Нина Андреева исключена была из партии за патологиче ское доносительство... А перестройка — это обращение к правде. Правда не может ис портить. Как мы относимся к перестройке, так мы и детей воспитываем... Своим отно шением. По вечной привычке собкора всюду ис кать себе авторов, я тут же предложила говорившей написать статью о воспитании правдой в семье и школе в «Учительскую газету». — Что вы,— воскликнула собеседница, — про школу — никогда! Я сама там про работала три года и ушла. Вспомнить страшно. — Стчего же? — Нигде так не унижают, как в школе. — Ребенка? — Нет, учителя... Выслушиваешь самые оскорбительные нотации от кого угодно. «Вот и замкнулась цепочка»,— подума лось мне. Дело в том, что неделей раньше побывала в корпункте библиотекарь, пос тупившая недавно на работу в школу: — Как они унижают детей! Срут на ребенка, стучат кулаками... Вызвали его, третьеклассника, к директору, все сидят вокруг, огромные, важные, сердитые, а он стоит посредине, дрожит, как липочка^ от страха... А накануне известный в городе архитек тор, неробкого десятка человек, признался со вздохом облегчения: — Через месяц сын кончает школу, на конец-то, меня перестанут подозревать и обличать, мне не придется больше унижать ся... Вот такая получается пирамида: ребенка тиранит и унижает авторитарный педагог, учителя — администрация школы, адми нистрацию — не перечислить всех, и поныне жаждущих ее «контролировать», а по сути — запугивать. Тут и инспектор проти вопожарной охраны, и инструктор райкома комсомола, и отделы, и комитеты, и управления, и само министерство... Стоп! С 1988 года Министерства прос вещения СССР больше не существует. Создан единый Комитет по народному об разованию. Возможно, это и есть начало конца репрессивной педагогики, основанной на указе, приказе, наказании и прочих «каз нях»? Возможно, с 1 сентября 1988 года из каждого класса уйдут страх и унижение, а каждая школа станет Домом радости. Центром педагогического творчества, объединяющим изобретателя и писателя, врача и композитора, плотника и хореогра фа, академика и программиста? К сожалению, сегодняшняя школа на глухо отгорожена от жизни, и не случайно выпускной бал называют прощанием со школой на п о р о г е жизни. Между тем еще Владимир Ильич Ленин называл школу вне жизни лицемерием. Как же покончить с этим? Новым прика зом нового Комитета? Постановлением? Счередной реформой? Этот шаг нельзя сделать ни по приказу, ни по Закону... Только по тревоге совести, по зову сердца, в согласии с собственной внутренней культурой. История подтвердила: чтобы родилась новая школа, возводимая новой педагоги кой, необходима новая культура всего об щества. В том числе — политическая... На деле же происходят и сегодня истории парадоксальные... Прочитав в «Учительской газете», что на Украине школьники изби рают себе классного руководителя или сами старшеклассники берут на себя его функции, девятиклассники одной из новоси бирских школ решили перенести этот опыт на родную сибирскую почву. Правда, сделали это не совсем корректно: когда у них образовалось «окно» в распи сании из-за болезни учителя, они заперлись на ключ изнутри и объявили собрание по избранию коллективного классного руково дителя. Имеют они на это право? Разуме ется. Администрации школы только бы радоваться росткам самоуправления... Уважительно, товарищески поддержать и направить их. Но... администрация потрати ла могучие силы на то, чтоб взломать дверь и ворваться в класс с истерическим криком; «Подонки, вы что себе позволяе те?!» В другой школе попытку демократизации школьной жизни предприняла отважная третьеклассница Сля: она отправила в Москву письмо о том, что в районе, где она живет, нет музыкальной школы, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2