Сибирские огни, 1988, № 10

Юрий ВЭЛЛА ВЕСТИ ИЗ МОЕГО СТОЙБИЩА спи Вэлла — ненец из рода Айваседа. Юрий еще молод. Живет в поселке Варье- заочно в Литературном институте. Потомственный охотник. Отсюда идет уаивительная зоркость. Замечает мельчайшую деталь, мимо которой мы бы прош- деталь дает нам возможность приблизиться к пониманию ыпически ооусловленного ненецкого мироощущения, а через него — и миропонимания. ак увис/еть жизнь, так о ней написать, как увидел и написал Юрий Вэлла, не сможет ни русский, ни алтайский, ни якутский писатель. Это может сделать только законный наследник многовековой производственной, бытовой и худоокественной кильтиры не­ нецкого народа. гп народы. Сибири и Дальнего Востока дали мировой культуре мно- нить, поэтов и писателей. К сожсщеншо, не многим из них удалось сохра­ нить в своем творчестве этническое своеобразие художественного отражения действи­ тельности. Юрию Вэлле это пока удается. ’*УЧЬ1, а тайга, тундра, учите- вование и одТппп'^^'^’^ “ родители. Жизнь была повседневной борьбой за сущест- и праздником познания окружающего мира, трезвым расчетом ненппг^н г вселенной фантазией. Для нее характерна исходная нерасчле- Лопиьт /7 “ избранная Юрием Вэллой художественная «иб 6 «^^/ 7 гт?ь^ опреьЗслгггб ее жанровую принадлежность. Историко-философская начало колыбельной песне бабушки, последняя — сказке, сказка— эссе — преданию, сказу, юмореске... Это не неикорп рассказ, не поэма, а нечто самобытное, идущее от пе­ ной о ^им п й ^^^п Д «слепок» народной души, по-детски светлой, наив- и, ранимой и по-стариковски мудрой одновременно. долюби^нт°'ГпЛп°р «азвакие произведения — «Вести из моего стойбища». Тру. кильтипп п “ народ за тысячелетия своего развития, создал самобытную ишедшЛ ® предания, песни, загадки. Они стали в е с т я м и дор нпрпаоколении своим потомкам. В этом педагогическая мудрость народа. Каж- становились. т а Ц образом, вестоно- ^^^пьями между прошлым и будущим. Чтобы в е с ти не забьша- н и т ' грепетагь сердца и работать сознание, они облекались в совершен. его ноавственныТи'^гтрт'^^^' в е с т и и определяли высокую духовность народа, р вс венный и эстетический идеалы, его художественный язык. просторах'си^^^ члеяов одной семьи, затерянной в беспредельных видит и п С 4 оеа не нужны, вообще слов надо немного: каждый и так ма обшрння пусто делать. Движение, мимика, взгляд, жест— тоже фор- цельш^тракт^^^^^ " ^пуЧащие. Я мог бы написать об 1том мш 1т ю ры Тбс^оТве^^^^^^^ предложениях не п"1>с1Тпост1ж ен^^^^ '^Рпеоту. Полюбил, но ние сибирских охотничьих Рпвилегия его коренных жителей. Художественное мышле- в рисункГ в орнаГ снТ ^^^ поразительно. Оно выражается таких художественных' ч Щ/Ь рктпр " ‘’‘^ “ изобразительными средствами они достигают напряЛ ннТ оТ руда " выучки и го художественного дара своих предков. Все- и . “ Г ' ’» • » « - ская гяцбина и яркая публцщсттносп его п р ш ^ д е н и й ^ ^ о и миниатюрах, и в проникновенной лирике Ю Вэлла пгтпртг публицистических арсеналом художественных Средств остаемся народная поэтт7с1Гт^^^^^^^ “ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2