Сибирские огни, 1988, № 10
Пиккуус открыл дверь и отступил вглубь. Марфа Петровна, румяная, с розами на плечах, с колыхающимися черными кистями, показалась ему такой красивой, какой он еще не видел ее. Он молча ждал, что она скажет. Она тоже молчала, потом улыбну лась. — Добрый вечер. — Что? — не понял Пиккуус. Он слышал звуки ее голоса, но не пони мал их значение, мозг его был занят невероятной какой-то работой, он что-то припоминал и уже ухватил то, что ему нужно было, почти дога дался, когда Марфа Петровна повторила: — Добрый вечер! И, вынужденный переменить внимание и с ними мысли, Пиккуус вновь потерял то, что так хотел обрести. Он спохватился: — Да-да... Добрый вечер.,. Проходите... Мы пьем чай. Доцентша Кошкина встретила Марфу Петровну непереводимой в сло ва гримасой недоброжелательности, равнодушия и женской ревности, видя, что ее соперница обладает куда более выигрышной внешностью и, кроме того, твердым характером, то есть гордостью в лучшем смысле. Гордостью изначальной. Тогда как гордость Кошкиной была результат ее положения в обществе. Шмутке привстал, встречая Марфу Петровну, эта женщина ему нра вилась, и он не думал скрывать своей симпатии. В углу задребезжал те лефон. Шмутке дотянулся до него. — Але? Кого? Появившийся Пиккуус взял у него трубку и отвечал односложно. — Нет.... Нет... Нет... Нет... Ничего не добавив, он положил пластмассовую загогулину на контакты. Никто у него не спрашивал отчета, но он почувствовал всеобщий ин терес и ему стало неловко, что он оказался в центре внимания, это было противно ему. Чтобы снять возникшее напряжение, Пиккуус с виноватой улыбкой произнес: — Я уже написал отзыв на его диссертацию... А он все еще на что-то надеется... Не понимаю. Звонит каждый вечер. — А что, совсем слабая работа? — вяло спросила Кошкина. — Совсем,— сказал Пиккуус.— Он все время путает понятия. Правое с левым. Язык с речью. Культуру с цивилизацией. Доцентша сжала тонкие губы. — Культура... цивилизация... Разве это не одно и то же? Удивленный мэтр посмотрел на нее вполоборота. — Разумеется, нет. Цивилизация отъединяет нас друг от друга. Вы рабатывает новейший, потом наиновейший холод одиночества, и человек замерзает наедине с собой. А культура — наша общая крыша над голо вой. Она защищает нас от цивилизации. Она человечна. Она дает язык нашей речи. Цивилизованный человек продает, культурный покупает. Цивилизация дала нам автомобили, чтобы мы могли побыстрее и подаль ше уехать от родных мест, от друзей. Мало того, теперь у нас есть само леты, и мы в мгновение ока улетаем за тысячи километров от любимых. Цивилизация дала нам эти города, эти стены и должности, которые раз деляют нас, ограничивают каждому его пространство, ставят преграду каждому, кто хочет пройти к человеку. Это она лишает нас пенья птиц и шума листвы. Леса пали в схватке с человеком. Рощи стоят на коленях. Гордые боры плачут. Родители теряют рожденных ими детей. И дети покидают матерей и отцов. Чтобы меньше разговаривать друг с другом, мы водрузили на столы и тумбы телевизоры. Вместо материнского, усталого, но бесконечно жи вого голоса малыши слышат теперь вечно бодрый диалог натренирован ных артистов... Это цивилизация. Культура проигрывает по сравнению с ней, она тиха, как колыбельная песня. Но это, конечно, обман. Проигры вает не культура, проигрываем мы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2