Сибирские огни, 1988, № 10

Николай, сьььн Парамона Веревкина. Пото- М 01 К хлебороба, земледельца, он становится моряком, — но не из глубокой любви к своей новой профессии. Высокий заработок вот что манит молодого человека. Нрав­ ственная деградация его настолько глубо­ ка, что он у ж е не чувствует низости свое­ го поведения, обманом получая от родите­ лей деньги, Родной дом продан, вместо не­ го Николай купит себе «Волгу». Рисуя о б ­ раз жизни семьи Веревкиных, автор у б еж ­ д а ет читателя в том, что структура личных ценностей человека неизбеж но искажается, если она лишена здоровы х нравственных корней. В. Шанин ум ело развивает сюж ет, д о в е­ дя его д о предельного напряжения. П рирод­ ные особенности района обостряю т сло­ жившуюся ситуацию. И з-за дамбы , постро­ енной под Ольховкой по указанию Ш арги- на, деревня оказывается затопленной во время весеннего паводка. И только дально­ видность Ревякина, решительные меры, при­ нятые им, помогли избеж ать челО(Веческих жертв. Комиссия обкома партии, расследо­ вавшая причины затопления Ольховки, столкнулась со всем комплексом проблем, назревших в Аргинском районе. Состояв­ шееся вскоре бюро областного комитета партии признало действия Шарги-на, как партийного руководителя района, непра­ вильными. Б олее того, председатель комиссии Гаврилов поставил вопрос о со­ ответствии Шаргина своей должности. Предварительное мнение обкома утверж да­ ется на районной партийной конференции: кандидатура Шаргина не проходит при го­ лосовании, секретарем райкома избирается Ревякин. Итак, главный конфликт разрешен. Что ж е будет дальш е? Каковы дальнейшие судьбы героев повести? Ч то ж д ет много­ страдальную Ольховку? Автор не питает иллюзий. Он не утверж дает, что с прихо­ дом в райком нового секретаря все разом переменится. Нет. Ж изнь не такова: Р евя­ кин вынужден считаться с шаргинским на­ следством. «Ольховки», считай, нет1 Вычерк­ нута из списков!» — говорит он отцу. Впе­ реди у нового секретаря райкома ещ е много работы. Н овое не установится сам о собою , его нужно утверж дать в борьбе. В этом и состоит реализм В. Шанина как исследова­ теля наших социальных, общественных проблем, что он заставляет поверить, что добры е начала в душ ах людей, в их по­ ступках все ж е победят. Тому порукой — подлинно демократический авторитет но­ вого партийного руководителя. Повесть «Д ам ба» особенно ценна и необ­ ходима именно сейчас, в сложный исто­ рический момент жизни нашего государст­ ва. В произведении выявлены совершенно определенные тенденции, наметившиеся в ходе перестройки в системе партийного руководства. П ереход от административно- командных методов руководства к совещ а­ тельным, коллегиальным формам, преодоле­ ние инерции застоя, повышение роли хозяй­ ственной инициативы, демократизация всех сторон общественной жизни,—это процесс, убеж дает нас писатель, не безболезнен, он невозмож ен без борьбы, требует м уж е­ ства и смелости. А. гомузоа Геннадий Чупров. Ждали дела... Рассказьа. Новосибирское кн. изд-во, 1987, Рассказы, вошедшие в новую, вторую по счету, книгу Г. Чупрова, объединяет одна те.ма — человек и его совесть. Кто бы ни был герой рассказа — старик ли, огляды­ вающийся на прожитое, юноша ли, окры­ ленный надеж дам и, зрелый ли человек, в полную силу шагающий по жизни,— он всегда предстает перед судом своей сове­ сти. Характерно, что у Г. Чупрова человек осмысливает себя с этой точки зрения на­ едине с собой, держ и т отчет и принимает решения, сообразуясь только со своими личными ощущениями: в большинстве рас­ сказов нет внешнего толчка или персонаж а, п обуж дающ его героя к выбору перед ли­ цом совести. И в этом , видимо, своеобразие п одхода автора к проблеме. К аж дый чело­ век приходит к этом у «чистилищу», разго­ вору с собой , самостоятельно, каждый — в свое время; таинство это строго индиви­ дуально и никакому в.мешательству не п од­ властно. Одни задумы ваю тся на досуге, как герой рассказа «Курортный сезон», другие ж ивут с этим постоянно, как, н а­ пример, Д ен и с Петрович (рассказ «Средь бела дня») или Герман и Андрей («Вольно­ му воля»), а некоторые и не дум аю т об этом вовсе — не до того им, а просто по­ ступают по совести. Таковы у Г. Чупрова крестьяне, всю жизнь отдающие работе, преданные своему дел у (рассказы «П рихо­ д и в ненастье», «Ж дали дела», «Старик»). Н о кого-то все ж е к моральному выбору подводит и случай (например, П етра из рассказа «В гольцах»). Р азум еется, творчество Г. Чупрова, пред­ ставленное в новой книге, не ограничено рамками одной лишь названной, главной темы. Писателя нельзя упрекнуть в схем а­ тизме изображ ения персонаж ей, его герои (имеются в виду положительные типы) — живые люди, каждый со своим жизненным опытом, а, следовательно, и со своей л о ­ гикой и философией, своим взглядом на мир. Напомним хотя бы выстраданную всей жизнью философию старика Ивана Гавриловича из рассказа «Курортный се­ зон»: «...держись, кака бы ни была она, б е ­ да. Хоть за соломинку, а имайся. Иначе каюк». Или — совсем молодого горного инженера Германа, героя рассказа «Воль­ ному воля»: «Только не скули! Пусть хоть все уезж аю т к чертям! Вдвоем будем рабо­ тать, понял?!» Отсюда — самобытность характеров, многообразие су д еб и — соот­ ветственно — идейно - тематические вариа­ ции. Так, например, «Курортный сезон» — рассказ о вере, о силе ее воздействия на человеческую душ у, судьбу. «Как нам надо, чтобы вера наша не покидала пас»,— эта мысль выражена в произведении от лица его автора-рассказчика. Кто-то верит в це­ лебную силу простой ключевой воды, кто- то — в необыкновенные свойства лесной ягоды... И вера эта помогает людям пре­ одолевать невзгоды и болезни, осущ еств­ лять свои чаяния и помыслы. В другом р ас. сказе — «Взрыв» — звучит тема жизни и смерти. Но. на мой взгляд, как раз этот рассказ в наименьшей степени отраж ает творческое лицо Г. Чупрова. Он написан в традиционной манере: хорош о обкатанный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2