Сибирские огни, 1988, № 10
Елагин. Как в капле воды отраж ен весь химический состав океана, так и в этой, ка залось бы, частной судьбе виден историче ский путь нашего н арода за последние сорок-пятьдесят лет. В воспоминаниях Е л а гина немало картин детства, относящихся к военному времени, душ ераздирающ их (в прямом смысле этого сл о в а ), но напи санных вроде бы спокойным, бесстрастным языком человека, для которого эти карти ны — быль, пускай, и далекая. В таких зарисовках, свободны х от моралеискатель- ства, сл едует видеть худож ествен ную у д а чу автора. В от перед нами полуоттаявш ее в скудном весеннем тепле к олхозное кар тоф ельное поле и две фигуры: ж енская и детская; согнутые, угнетенные страхом быть пойманными и опозоренными, люди роются в холодной зем л е'в поисках прош логодней, брошенной картошки. В от зим ние угольные составы и сердобольная ж е л езн одор ож ная охрана, закрывающая глаза на мальчишку, ворующ его уголь с плат формы, ворующ его, чтобы не зам ерзнуть ж естокой сибирской зимой... С оздавая обр аз Елагина, писатель свя зывает истоки личной судьбы героя с н а родными истоками и корнями. Н е случай но в его воспоминаниях прожитой жизни неизменным лейтмотивом является обр аз- символ калины, исходящ ей из глубинных слоев русской народной жизни и культуры (в конце повести больном у Елагину прино сят в палату банку с пареной калиной в сахаре, испытанным народным лечебным ср едством ). В этом обр азе олицетворены горечь жизни и сладость ее, все здоровы е начала нашего н ародного характера, все не разрывные узы , связывающие к аж дую от дельную личность с 'е е народом ; этот обр аз подчеркивает неразрывность духовны х свя зей, крепящих национальные устои. О дновременно с личной судьбой в воспо минаниях Елагина проходят судьбы его друзей Александра Вохмянина, Евгения Сташкова, Л ели и Тани. О браз Александра Вохмянина примеча телен тем, что через него показано стан ов ление типичного советского хозяйственного руководителя. Этот образ сопоставлен с образом партийного работника Елагина. В личных судьбах Елагина и Вохмянина пи сатель отразил сложнейш ую диалектику отношений партийного авторитета и хозя й ственной власти. В. Шанин — реалист; он не идеализирует эти отношения. Он не скры вает противоречий в хозяйственном руко водстве, когда директор совхоза, допустим, вынужден поощрять работников за д о б лестный тр уд в нарушение финансовой дисциплины. Автор показывает эти отнош е ния во всей их сложности и проблем атич ности. Это главное идейное достиж ение пи сателя в повести «Горька ягода калинуш ка», приобретающ ее особую социальную значимость в период перестройки. Н е сл у чайно В. Шанин заканчивает повесть эп и зодом , где вновь назначенный директором совхоза Вохмянин предлагает партийному организатору Елагину, др угу детства и юности, сотрудничество. В таком тесном творческом сою зе партийного и хозяйствен ного руководства видит писатель основу процветания и движ ения вперед всего на шего общ ества. И хотя Елагин отказывает ся от этого, продиктованного сам ой ж и з нью, п редлож ения, тем не менее, такая проблема приобретает значение общ ен рав ственного, социального явления и в ж изни, и в соврем енной-литературе. Д р у го е произведение из этой книги, п о весть «Д ам ба», является продолж ением и развитием идейно-стилевы х исканий п иса теля, залож енны х в первой повести. Ситуацию , сложивш ую ся в Аргинском районе, сл едует считать, безусловно, типич ной для большинства областей и районов нашей страны . Во'левой и властный первый секретарь райкома партии Шаргин твердо и успешно проводит курс партии на интен сификацию сельского хозяйства путем укрупнения хозяйств района: Аргинский райком одним из первых дол ож и л в область об организации в районе пяти крупных колхозов и трех совхозов. И за большими заботами, за напряженной организаторской работой райкома как-то осталась н езам ет ной, малозначимой судьба небольших, «не перспективных» деревень. В др уг выясняет ся, что ж и тел и 'одн ой из малых деревень, Ольховки, отказываются выполнить реш е ние райкома о переселении. И что сам ое неприятное, их п оддерж ивает не кто иной, как сам Ревякин, председатель Аргинского райисполкома. Конфронтация партийного и советского районных лидеров принимает общерайонный характер и выливается в драматическую борьбу за влияние, автори тет, за фактическую власть в районе. За Шаргиным — копившийся десятилетиями опыт военного и партийного руководства, безусловный авторитет партии, а такж е прямая п оддерж ка од н ого из руководителей обкомовского партийного аппарата. З а Р е- ВЯКИНЫ 1 М — поддерж ка широких слоев рай онного населения, особенно жителей малых деревень, а такж е местных хозяйственных руководителей, недовольных •бездумным , не компетентным диктатом первого секретаря райкома, его волюнтаристскими методами руководства. Ревякин хорош о знает м ест ные условия; ем у, выросшему в «неперспек тивной» Ольховке, как никому другом у, видна вся преступность бездум ного испол нения циркуляров без учета конкретных о б стоятельств и настроений местных жителей. Ревякин понимает, что меры, принятые Шаргиным, крайне недостаточны для того, чтобы переселенный крестьянин, зем л еде лец ощ ущ ал себя на новом месте как дом а. Он п одспудн о чувствует: асфальт, кино, туалет в дом е и центральное отопление — это ещ е не все, а для создания всего того, что называется инфраструктурой, н еобхо димы годы и годы, ликвидация малых д е ревень ведет к непоправимым последствиям как нрав'ственного, так и экономического характера. СсТбственно, В. Шанин и показы вает, как нравственный фактор превращ а ется в фактор экономический: утрата зем ледельцем чувства хозяина на зем ле ведет к реальным материальным, исчисляемым в рублях, потерям. Лю ди , сорванные со своих мест, теряют нравственную опору в ж изни, из труж еников превращаются либо в безынициативных функционеров, либо у е з ж аю т из района. Хозяйства района остаю т ся бёА ‘рабочих рук. Отрывается о т земли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2