Сибирские огни, 1988, № 10
ра» то ж е, что и в «К отловане» и «Ю ве нильном море». Язык романа — его моти вированная структура — односоставен с языком рассмотренных произведений, за исключением, п ож алуй, одного момента: речь героев в «Чевенгуре», особенно в н а чале повествования, временами персонифи цирована, то есть типична, характерна, правдоподобна. П ерсонажи здесь «иногда» различаются в ы р а ж е н и е м г о л о с а , тогда как и в «Котловане» и в «Ювениль ном море» данная персонификация уж е растворяется, исчезает, — остается одно аномальное, н е х а р а к т е р н о е выска зывание, слитное по своем у строению с авторской речью...) Значение исследования творчества П ла тонова на сегодняшний день не исчерпыва ется одним лишь приведением в норму истинного масш таба худож н и ка (процесс этот сейчас у ж е необратим в связи с п о явлением в печати наиболее принципиаль ных в худож ественном отношении, ранее не публиковавшихся произведений писате л я ). Кроме непреходящ его своего качества, значение имеет еще и злободневную сторо ну: оно связано с насущными проблемами современной словесности. Именно П лато нов — вот что крайне важно! — указы ва ет наиболее определенно на больные во просы нашего текущ его литературного про цесса. Я затрону только два круга проблем. Первый лежит в области современной кри тической методологии. Второй связан с явлением т. н. серой литературы. Итак — о критическом методе. Если присмотреться к критическим п уб ликациям нашей периодики последних лет (можно сказать — нескольких деся т ков л ет), то м ож но б ез тр уда уловить в них характерное сходство, особенную чер ту — это общий (универсальный) п одход к рассматриваемому произведению: произ ведение подлеж ит непременной о ц е н к е . Ситуация здесь напоминает школьную — учитель-критик выставляет ученику-автору оценку-балл за сочинение. Ничего порочного, наверное, в таком подходе нет, критика и призвана по приро д е своей определять литературное явление по его достоинству. Н о вот с баллами про исходит какая-то непрерывная путаница — разные учителя выставляют порой одном у и том у ж е ученику за его сочинения со вершенно разные, вплоть д о противополож ных, оценки. Как тут быть ученику? Кому доверять? Очевидно, что в данном случае н еобходи ма твердая шкала ценностей, не допуска ющая явных подмен, извращений, несостоя тельности при оценивании критикой х у д о жественного произведения. Н о вот как раз со шкалой дело обстоит неблагополучно. По сущ еству, история нашей критики на протяжении последних десятилетий — это непрерывная корректировка оценочных мнений, постоянное уточнение масш табов некогда определенного «истинного значе ния» того или иного худож ественного яв ления или д а ж е — творческого наследия, например, превознесенного в свое время (поруганного, уничиженного) писателя. Шкала размыта, не стабильна... Д л я дисцип лины, претендующ ей на некоторую объектив ность своего м етодологического аппарата, то есть, в конечном счете, на объективность суж дений о литературном произведении, такое п олож ение вещей выглядит, мягко говоря, настораживающ е, несерьезно. В чем здесь дело? Как мне каж ется, нашей критикой абсо лютизирован оценочный подход, в основе которого лежит м е т о д п р я м о г о с у ж д е н и я . М етод характерен «мом ен тальным» — прямым — выходом оценива ющего непосредственно на худож ественный мир произведения (вернее, на один из его образов-п ри ближ ен и й), минуя, сл едова тельно, вопрос о худож ествен ном простран стве, и — о т р и ц а н и е тех его моментов, что не соответствую т критическому этал о ну. Данный способ суж дения сложился исторически законом ерно на основании бо лее обширного, общ его официально узак о ненного р е а л и с т и ч е с к о г о м етода в советской литературе, истолкованного, о со бенно на первых порах, вульгарно в виде «столбовой дороги», непререкаемого обр аз ца: фундам ентом литературного произведе ния долж н о быть п р а в д о п о д о б и е о т ражения отраж аем ом у. Сейчас это п олож е ние в значительной степени ослаблено, со б ственно, литературной практикой, но кри тический метод, взросший на нем, уж е при обрел внутреннюю самостоятельность, впол не укрепился. Образцы «строго реалистических» произ ведений щ едро предоставила русская клас сика X IX века. Е!о в реалистическом (в указанном смыс ле) произведении худож ествен ное единство мир-пространство находится в органиче ском единстве. То есть пространство как бы растворяется в своем полном уп одобл е нии жизни-действительности. Выбор стили стических средств, композиционная струк тура, сюж етны е построения — все оп р еде ляется этим уподоблением . Таким образом , внутреннее пространство как будто н е т н е о б х о д и м о с т и у т о ч н я т ь (или замечать, отмечать, выяснять). Тогда рас смотрение произведения автоматически пе ремещается в о ц е н о ч н у ю п л о с к о с т ь . Оценивается его «ж изненная сто рона», иначе говоря, фактическое со д ер ж а ние, Герои уподобляю тся реальным людям, их поступки, взаимоотнош ения, события такж е переводятся в план реальности. П е ред критиком предстает, таким образом , жизнь в натуральную величину и он с у д и т о качестве ее представления в аспектах, как правило, обобщ енно-нравст венных. П о сути, критик сопоставляет «реальность» произведения с той, которую он знает практически, либо с образом ее, который ж елает видеть воплощенным в литературе. О тсюда понятно, что м етод прямого суж дения (оценочный п одход) в т а к о м виде есть не что иное, как суженный д и а лог (критик-произведение) на уровне со зерцающ его (читательского) сознания. От того и вызывает одно и то ж е х у д ож ест венное явление разнообразны е (вплоть до взаимоисключающих) оценки, что диалоги ческие образы -приближ ения воплощенного в нем худож ествен ного мира не совпадаю т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2