Сибирские огни, 1988, № 10
ких-то настоящ их, полнокровньях рабоччх- строителей, тех, что внешне вполне уравно вешены со средой, с эпохой, соответствуют п аф осу времени. Двойники, которые, слов но сонные, бр одят возле загадки недоступ ного смысла личной и общ ей жизни, смыс ла всеобщ его сущ ествования. Они и дей ствую т не как люди, но как воплощенные их сущности, постоянно нацеленные на открытие всеобщ его смысла. В се неправдо п одобн о в странном мире повестей — р аз говоры, поступки, реакция персонаж ей, но, в то ж е время, все есть правда. Двойник- тень действительно присутствует в физиче ском работнике — это оживленная, персо нифицированная Платоновым молчаливая, темная часть души, которая иногда дает о себе знать тягостным неясным чувством, но которая никогда не формулируется р а ботником, рефлексивно не осмысливается. Человек ж е предстоящ его светлого вре мени всеобщ ей и непрерывной радости долж ен быть мыслителем, хозяином своего сознания, творчески постигающим буду щую перспективу вселенской человеческой жизни. Н о тогда — к а к ж е д о л о г путь к нему — к будущ ем у творцу! Д р ем лющий ум физического работника не в состоянии вместить в себя смысл происхо дящ его непрерывного трудового процесса (рытье котлована, который расширяется в разм ерах, раскулачивание непонятно кого и за что тож е как обязательный факт строительства предстоящ ей жизни, беско нечное увеличение мясного убойного плана и борьба за его безусловное выполнение). Процесс этот начался после распада преж него мира и прежнего смысла его сущ но сти. Он — работник — сам принимал уча стие по мере активности своего тела в разрушении старого. Н о теперь нужно бес конечно строить вновь, и нуж но бесконеч но в е р и т ь в это строительство, в его мировую неизбежность и ненапрасность. Здесь, м ож ет быть, лежит крайний — последний — смысл данной темы для Пла тонова в «Котловане» и «Ювенильном мо ре». Видимо, сам художник пережил тя ж елейш ую драм у своего верующего духа. П о мере развития фактических событий нового — социалистического — строитель ства в стране, он, вероятно, ощущал все больш ее расхож ден и е реальности и д о л ж н о г о . того, во что верило сердце и во что помещал свою прекрасную надеж ду разум. И, осознав закономерную недостижимость в скором времени всеобъемлющего насто ящего человеческого счастья, Платонов худож ествен но воспроизвел о б р а т н у ю , т е н е в у ю сторону свершавшихся гигант ских преобразований, которая как будто была не явной, была вне закона по исто рическим условиям того времени. П о своей сути эта сторона представляла т р а г е д и ю короткой и единственной жизни человека труда, пытающегося под няться над почвенным слоем действитель ности физической непрерывной работы, пы тающегося смутным пониманием своим д о стигнуть смысла своей сгорающей в тоске однообразного труда жизни, однако не имеющего на это достиж ение сознательных сил ум а и души. Это трагедия п р обуж де ния индивидуальности — о т д е л ь н о г о л и ц а ' в- общ ем стрбевом движении масс. Он'а — трагедия — не видима, когда простое сердце физического человека на шло себе опору в четырех-пяти заученных коротких лозунгах — сердце в таком сл у чае становится верующим слепо, безотчет но. Но она выступает наруж у, как только звенящих слов лозунга становится недо статочно, чтобы заглушить гул в голове, чтобы покрыть совершающееся на глазах расхож дение плакатного слова и реально го дела, то, что происходит еж едневно под неуемным управляющим началом кри чащего дорогими фразами э н т у з и а с т а От з е м л и , фанатично узкого н е ч е л о- в е к а, в своем стремлении немедленных, ясных и понятных для него перемен несу щего разруш ение веры, души, жизни (н а помню об активисте из «Котлована», о ли цах из той ж е породы — однолинейном Сафронове, безотчетном перед массами Пашкине, скучном для окруж ающих Умри- щеве, скользком Б ож ев е). В «Котловане» трагедия эта безы сходна. В «Ювенильном море» она разрешается в тающую на пе чальных губах автора улыбку глубоко со ж алеющ его понимания движ ущ их причин социальной жизни. П оэтом у «Котлован» и достигает эффекта некнижного воздействия. Сила выражения страшной трагедии для чего-то иссякающей жизни в вечном на пряжении тела и сердца такова, что со зд а ется впечатление л и ч н о г о п р и с у т с т в и я читающего в безвоздуш ной атм о сфере однообразной физической жизни, не понятного разрушения самых естественных ее устоев. И к сердцу подступают вопросы об ответственности за эту обратную сто рону бывшего — теперь истории: к т о не сет ее — о т в е т с т в е н н о с т ь за истлев шие в тяготах будней тела из костей и жил, за души, отданные на веру за не сколько слов?.. Здесь все усугубляется сомнением, закравшимся в пробуж дающ ее ся, смутно шевелящееся сознание. Жизнь всегда было легче тратить веруя. А если вера н а р у ш е н а , если ее растоптал сле пой энтузиаст, плоский начальник — все общий преобразователь, то к т о искупит свершившийся тяжкий грех?! (Если бы в то время — в тридцатом году — в подня тую силой волну коллективизации страна — народ — могла осознать это прозрение художника, его горькое пророчество на долгие годы вперед об общей расплате за наступающее разруш ение уклада жизни по указке, если бы рядом с «Поднятой цели ной» был напечатан «Котлован», вернее, раньше на два года?..). Именно такого качества и содержания художественный мир — одно из его при ближений — позволяет воссоздать уточ ненное здесь внутреннее пространство по вестей. Рассмотрение на данной основе др у гих приближений м ож ет и долж н о сп особ ствовать реконструкции о б ъ е м н о г о о б раза худож ественного мира Андрея Плато нова. Таковы результаты относительно изо лированного изучения текстов «К отлова на» и «Ювенильного моря» — то есть на чального этапа их всестороннего и глубо кого анализа. (Замечание: уж е после напи сания этой работы в печати появился ро ман Платонова — «Чевенгур» (Д р уж б а народов», № 3-4, 1988 г.). Фактура романа не противоречит основным принципам .ре конструированного здесь пространстцаг ука-- занных повестей. Пространство «Ч евенгу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2