Сибирские огни, 1988, № 10
такое? Я ведь, м ож ет (Тыть, сум ею ото бразить вас в звуке; я музыке учился» Уволенный с зав ода, Вощ ев бредет по дор оге из города. На его пути дом. В д ом е ссорятся м ужчина и женщина, у женщины на коленях ребенок. «Отчего вы не чувствуете сущности? — спросил В о щев, обратись в окно. — У вас ребенок живет, а вы ругаетесь, он ж е весь свет родился окончить»... Н езаконом ерно, как будто, и течение действия в повестях, часто события не вы страиваются в необходимый для по вествования причинно - следственный ряд. Зач астую они к аж утся просто случайны ми, так ж е, как и некоторые персонажи. Элемент случайности как бы несут в се бе — комсомолка Айна, гуртоправ Бож ев, Священный, худой секретарь райкома пар тии (из «Ювенильного м оря»); ж елто глазый м ужик, медведь-кузнец, Елисей (из «К отл ован а»). В том ж е «К отлова не» действие вдруг перемещается из ба рака землекопов на краю города в не ож идан но всплывающую деревню; опять- таки вдруг оно возвращ ается обратно; призраками п роходят кафельный завод, пивная; необъяснимы убийства, соверш а емые Чиклиным. Ни сюж ет, ни характеры не развиваю тся в течение повестей, в них нет задан ного изменения качества. О т сутствую т т. н. кульминационные — «раз вязывающие» — моменты, ставшие прак тической нормой реалистической литера туры. Н е развиваются, отсутствуют — потом у что ткань, вещество, из которого они (собы тия, характеры ) воссозданы, необычно, необыкновенно, оно не может дать развития в традиционном смысле. З десь полное смещ ение значений как ед и ничных образующ их моментов, мотивов, так и полной, целой картины. Иная суть..! Итак — осязаемый образ в языке Пла тонова зам ещ ен понятием. Это означает что совокупные худож ественны е условия — или п р о с т р а н с т в о — прозы П ла тонова принципиально отлично от прост ранства, создав аем ого, например, писа телем-реалистом. Оно располагается в ином измерении, в нем действуют иные законы. В нем Платонов осуществляет другой принцип воздействия на читателя — он отказывается от правдоподобия, ухо дит от прямого воспроизведения реально сти в любых ее проявлениях — в собы тиях, в поведении людей, в психологии, в логике создания зрительного, чувственно го образов и т. п. Странные герои, странные события — странная проза. И эта странность зак о номерна. П ространство повестей Платонова, без условно, и р р е а л ь н о . Оно неправдо- п одобн о(1). Н о это не значит — не истин но. Что ж е дает понятийный ряд? Какова его худож ествен ная целесообразность? Что появляется взамен — при переходе от реального к ирреальному? (Я здесь вы деляю мотивы только «внутрипростран- ственные», не затрагивая тех, что имеют более тонкую природу и исходят уж е из определенной концепции платоновского мира. У С. Бочарова, например, о со б ен -, ность речи художника во многом р буодоа- лена оппозицией «ж есткого вещества» и «мягкого вещ ества»...). Во-первых, понятийный ряд позволяет Платонову б е с к о н е ч н о у т о ч н я т ь С м ы с л происходящ его в его простран стве и, значит, смысл сам ого пространст ва. П роисходит это уточнение при пом о щи переноса значения слов, значения их связей, всестороннего распространения качества данных значений (то есть за счет расширения семантики словосочетаний): «Вощ ев дав-но обнаруж ил, что люди в пив ную приходят парами, как ж енихи и не весты, а иногда целыми дружными свадь бами». П редлож ение было бы вполне благополучно, не будь в нем уточняющ е го сравнения. «Как ж енихи и невесты»— относится к «приходящим людям» нО впрямую, а опосредованно, через а с с Ц и а т и в н у ю цепочку нашего знания о ж енихах и невестах, о свадьбах. Это м ож ет быть — обнявшись, нежно отно сясь друг к другу, неразлучно, с видом зависимости каж дого из пары от своего товарища. «Целые друж ны е свадьбы» — это и группа сплоченных людей, и обш ее состояние веселости, внеобыденности, и общ ая цель достиж ения единого праздни ка... «В конце пятого дня этот человек увидел вдалеке, в плоскости утомитель ного пространства, несколько черных зем ляночных жилищ , беззащ итно располо женных в пустом месте». «В плоскости... пространства» — здесь непосредственное зрительное впечатление от перспективы открытого природного объ ем а степи, гд е земля свободно уходит к горизонту, з а мыкая тем самым небесный свод в «про странство», обращ аясь соответственно в его плоскость. «Утомительное пространст во» — нескончаемо, однообразно, оно рас тягивает время и иссуш ает силы, уби ва ет н адеж ду. «Б еззащ итно расположенных в пустом месте» — быть мож ет, без ограждений, б ез пристроечного хозяйства; как качественное определение ничтожности человеческого жилища, несоизмеримости его с вселенским масш табом и в разм ерах и по сущ еству... «И директор снова углу бился вниманием в старинную ж елезную книгу... излагавшую историю Иоанна Гро.ч- ного, приложив к задумавш ейся грустящей голове несколько пальцев правой руки»— и здесь обыкновенное восприятие сдвинуто, но истинность полож ения сохранена. «Ж е лезная книга» — есть прямое ощущ ение книги в ж елезном переплете, воспринимать ся она будет естественным образом как железный предмет, здесь уточнено одно из ее действительных качеств. Голова за д ум а лась и загрустила отдельно от Умрищева, потому что именно она занята чтением, во всяком случае, таково бывает наше пря мое понимание данного процесса — читают глаза, мозг осмысливает чтение, голова д у мает. И по выражению головы, части ее — лица — мы судим непосредственно об эф фекте, полученном при чтении. В результа те — голова грустит. «Несколько пальцев правой руки» — фактическая точность; не сколько пальцев конкретной, правой, руки приложил Умрищев к своей грустящей го лове... Таким образом , становится ясной-необык новенная трудносты.ь«освоення> - я-ь^каА П ля-с тонова при неввом медленном чтанив/ его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2