Сибирские огни, 1988, № 10
в русской литературе наиболее значи тельной всегда была реалистическая тен денция развития худож еств ен н ой речи, ориентированная на соблю дени е наиболее принципиальных языковых норм уп отр еб ления своего времени (именно этим опре деляется стилевое русло «п р авдоп одо би я » ). Л итераторы данного направления — реалисты — всегда стремились к мак симально т о ч н о м у письму. Точность предполагает — тщательный отбор слов соответствующ ей эмоциональной или функциональной окраски, их соотнесение во ф разе, стыковку ф раз — с тем, чтобы осущ ествить наиболее короткий путь от слова, от его сем антического значения к восприятию читателя. Таким обр азом , точ ность обусловливает, очерчивает границы с о о б р а з н о г о употребления для лю бой индивидуальной авторской манеры в русле ук азанного направления. Причем основная нагрузка в такого р ода пись»ме лож ится, конечно, на зрительный или точ нее — о с я з а е м ы й обр аз. Читатель в первую очередь видит, ося зает реаль ность, материализованную в слове, то есть воспринимает литературную данность как полный аналог настоящ ей — ж изнен ной — действительности. А в действи тельности он ощ ущ ает себя как раз так — сначала зримо, осязаем о. О бразцы т а кого общ его реалистического направле ния представили ярко, каж дый в свое время, — Пушкин, Л ерм онтов, Ч ехов, Б у нин, Булгаков, К азаков (ря д м ож но д о полнить ещ е многими им енами). Моти вированность языковой манеры к аж дого из этих худож н и ков определяется стрем лением к точности выражения. Д р уга я линия (иное стилевое р усл о), назову ее условйо-реалистической, св яза на с углублением в структуру языка, с развитием авторской речи, требующ ей от языка пластического качества, рассматри вая его в каком-то смысле еш е и как особенный материал. То есть д ан н ое рус ло расширяло, кроме всего прочего, пр ед ставление о литературе как о б особом ви д е пластического искусства. З д есь м ож но было бы назвать Гоголя, Салтыкова- Щ едрина, Л ескова (ря д этот значительно у ж е )... П латонов отчасти связан с д а н ной традицией, но в гор аздо больш ей сте пени — обособл ен . Его манера исключи тельна. И так — П латонов разруш ил привычный зрительный ряд, обр азов ав взамен непри вычный п о н я т и й н ы й р я д — вот содерж ател ьн ое качество языковой м ане ры Андрея П латонова (!). Конкретно это зам ещ ение обозначает сл едующ ее. В его п розе нет реалистической выписки детали. Там , где ж ивописец попытался бы создать осязаемый обр аз, отчетливо вы светить описываемый предм ет, Платонов оставляет лишь понятие, за которым — н еобходим ая ем у сущность данного пред мета, лица, целой картины. «Его пеший путь л еж ал среди лета, п о сторонам стро или дом а и техническое бл агоустройст во...», «п еш еход вошел в низкую комнату и п оздоровал ся со старым чтецом», «че рез 'версту стоял дом ш оссейного •надзй- рателя»у‘'ч:в- одном окне зем л еб т аю г о хсв- ' лища горел огонь», «животны е... за д р е мали д о рассвета в своих ск отом естах»... Д ом , дом а , основательный дом , зем леби т ное жилищ е, неизвестное жилищ е, д ощ а тый сарай, бревенчатый сарай, город, конец города, деревня, сельсовет, оргдвор; котлован, кафельный за в о д , культурный сад... и прочие подобны е сущ ности со ставляю т пространство и зобр аж аем ой Платоновым ж изни. П оэтом у и призрач ны фигуры его героев, что помимо своей общ ей странности (поведения, разговора, мышления) они ещ е и зрительно, так ска зать, не наблю даемы . Вот, например, порт рет Н адеж ды Б осталоевой из «Ю вениль ного моря»; «...добр а и хорош а: черные волосы , созревш ие в ж аркой степи, по крывали ее голову и приближ ались к гла зам , блестевш им уверенным светом св ое го сущ ествования; ее скромный рот... показывал прочные зубы , которы е потем нели б ез порошка, и грудь дышала про сторно и терпеливо»?.. С ам ое сущ ее в ней — м олодая ж енщ ина. И вот н аиболее выразительные портреты персонаж ей: Ум- рищев — пожилой человек, мелкий чело век с большой бор одой, старый чтец; Фе- дератовна — старуш ка, социалистическая старушка; Високовский — зоотехник; сек ретарь недалекого райкома партии — худой; Верм о — человек, п еш еход, д о р о ж ный товарищ , инж енер... Активист (из «К отлована») ■— «сейчас зап устел, оп ух от за б о т и о бр о с редкими волосами»; Пруш евский — «инж енер, не старый, но седой от счета природы человек»; Ж а- чев — «жирный калека», который «зубы сработал начисто на пищу, за т о наел гро м адное лицо и тучный остаток тулови ща»... Причем эти глубокие немногие штрихи, используемы е автором при пер вом описании появивш ейся в повести фи гуры, в дальнейш ем практически не д о полняются, м ож ет появиться ещ е мазок- другой, но к первоначальному «портрету» м ало относящийся. В этой связи интерес но вспомнить (для сопоставления) коло ритнейшие описания, портреты Бунина, где стилистические ресурсы языка исполь зую тся, к аж ется, в полном, исчерпываю щем объем е, где выверенность выразитель ных форм доведена д о соверш енства — будь то морфологические, синтаксические или д а ж е звуковы е средства словесного письма. В результате — п ерсонаж , п ейзаж как бы проступает сквозь текст, сходи т со страниц осязаемым рельефно, п одр об но... З д есь ж е совсем иное худож еств ен ное качество (!). Понятия уточняют н а д леж ащ ий смысл, но не дополняю т види мую картину, В прозе Платонова нет и логической обусловленности, в традиционном смысле, поведения героев, она зачастую как бы алогична, см ещ ена, что является такж е следствием вновь обр азованн ого ряда в ос приятия. Странновата, мягко говоря, и речь героев, в ней то ж е расширение зн а чений привычных связей. «Здравствуй, — не спеша ответил пож илой человек. — С о ваться пришел?» — так встречает Умри- щев приш едш его в его дом человека ( В е р - ' м о ), которого видит впервые... В ерм о ско ро Засыпает в комнате Умрищ ева от скуь.' ки, 'а через 'полчаса, проснувшись, спра-. шйвйС»'й Дирекгора '- Умрищева: > «Что вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2