Сибирские огни, 1988, № 10

— Вы правы! Вы всегда правы!— сказала деканша, прощаясь с хо­ зяином дома, который был в недоумении, зачем она приходила. — Д о свиданья. Пиккуус поднялся после нее на второй зтаж и застал непринужденно беседующими двух молодых особ разного пола, упомянутых Студента и Студентку. Они сидели в разных концах его библиотеки и рассуждали о дзэн-буддизме. Доводы той и другой сторон были так основательно под­ креплены цитатами, что их длинноты хватило бы на вышивание крестом истории сооружения Транссибирской магистрали и еще три раза обер­ нуться вокруг пояса. — Довольно, друзья!— заявил Пиккуус.— Вы сеете вокруг меня ужас. Вы засыплете мой дом глыбами буддизма, а кто потом будет вы­ брасывать их в окно? Приступим к чаепитию! Думаю, и мне, и вам после столь напряженных сражений в области философии нужно хорошо под­ крепиться. Прошу за мной! Жилище доктора философ-ии было известно в городе тем, что пред­ ставляло собой редкое собрание живописи, рисунков, эстампов с обна­ женными женщинами. — Нагота священна,— говаривал Пиккуус и ставил на свой рабочий стол безобразный букет из лилий, алых маков, белых кувшинок и василь­ ков. Рядом он помещал булыжник, найденный на дороге. Заляпанный вся­ кими видами городской грязи, из которых конский помет был, пожалуй, самым чистым, заросший плесенью, не раз облитый помоями, этот бу­ лыжник лежал на столе Пиккууса, словно вытащенная из болота жаба. Булыжник был гол и сознавал свою уродливость, но куда ему было д е ­ ваться? Он глыбился на виду у всех, открывая сокровенные уголки гру­ бого тела, и был жалок. Тогда как нагие цветы потягивались в вазе, вы­ ставляя напоказ каждую линию тела, каждую выпуклость, наслаждаясь сознанием своей наготы. Им шла напускная стыдливость. Они были оку­ таны счастьем, аромат которого наполнял жилище Пиккууса. — Вам не надоели эти бесстыдницы?— спросила его агентша страхо­ вой конторы Чапьшина, усердно и бесплодно навещавшая Пиккууса.— Или вы смотрите на них как философ, расчленяете и анализируете для своих целей? — Увы,— сказал Пиккуус,— раньше, когда я был молодой и горячий, и мне хотелось постичь все истины на свете, эти картины напоминали мне о том, что нужно обнажить вещи, чтобы понять их суть, выделить квинт­ эссенцию. А теперь я лишь любуюсь красотой человеческих тел, движе­ ний, улыбкой, оттенками обнаженной кожи, выражением глаз, пустяка­ ми, которые в совокупности составляют нашу жизнь. — Знаете, кто я?— спросил Чапыгину Пиккуус также в один из не­ приметных дней жизни.— Впрочем, откуда вы это можете знать. Видите ли, существует некоторая разновидность искусства,— так называемое зеро-искусство. И я — его единственный представитель. Чапыгина восприняла новость с недоверием. — Почему же — единственный? — Так ведь и теорию относительности понимают единицы,— усмех­ нулся Пиккуус. — Смотрите,— провел он Чапыгину в особую комнату, где у него были развешаны произведения новой школы; пустой лист в рамке, кон­ сервная банка на ремешке от ботинка, ничего не выражающие линии и разноцветные пятна красок с подтеками. — После этих картин мне хочется побыстрей пойти в какую-нибудь галерею и посмотреть обыкновенные, даже не самые замечательные картины. — Вот!—воскликнул Пиккуус,-Какой эффект! Это же замечательно!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2