Сибирские огни, 1988, № 10
вует. Д а ж е сам худож ник, отторгнув от себя свое создан и е, у ж е не в силах об нять ни чувственно, ни рассудочно все сто роны его различных возм ожны х воспро изведений. Точно так ж е субъективен и созерцатель. Иначе говоря — эстетиче ское собы тие (худож ественны й мир), ма териализованное в произведении, абсо лютно неисчерпаемо. Однако есть беско нечный ряд его приближений. Чем про долж ительней ряд, чем больше в нем при ближ ений — тем полнее совокупный, объ емный обр аз данного события (м и ра). Х удож ественны й мир произведения __ это всегда диал оговое явление, но никак не вещь в себе. Вне воспринимающего со знания он лишается смысла. Его сущ ест вование — движ ение, динамика, сотвор чество переживания, вживания, сопозна- ния. Д и ал ог подвиж ен, текуч, неповторим. Именно поэтом у разные поколения чита телей (исследователей) по-разному, инди видуально, прочитывают (анализируют) вещь из классического ряда. Но при этом все они «одинаково» вступают с ней в ди алог. Итак, «стойкое» — нетленное — произ ведение сохраняет независимое ядро или, иначе, — возм ож ность диалогического вос произведения обособленного худож ествен ного мира. Н о для воспроизведения (ди алога) н еобходим о основание или __ условия. Н еобходим предм ет для отнош е ния соприкасающ егося с произведением сознания. То есть худож ественны й мир мож ет су щ ествовать — м ож ет быть воссоздан толь ко в некотором измерении. Он имеет оп ределенную область своего распростране ния, границы, внутри которых действуют присущие только ем у законы его вос производимости. Художественный мир при всей его подвижности, в принципе, един, самобытен, неповторим. Его бесконечные образы -приближ ения несмотря на раз личия имеют нечто сущ ественно общ ее по той причине, что мир находится в некотором эстетически заданном х у д ож е ственном п р о с т р а н с т в е (!). Это диалектическое единство — мир- пространство — есть суж енное, конкрет ное выражение обобщ енного единства — ф орм а-содерж ание. Пространство — х у д о ж е с т в е н н о е , так как включает в себя необходимы е моменты — лингвисти ческие (текст, язык, речевые жанры) и внелингвистичесиие (информационные, идей ные, интонационные, экспрессивные и пр.). Пространство содерж и т как бы два плана — рациональный, поддающийся логиче скому расщеплению , и иррациональный, допускающий лишь некоторые приближ е ния. Оно более статично, стабильно, бо лее определимо (хотя бы по причине кон кретной реальности текста; текст осязаем , ощутим, он — исходное неподвижное о с нование). Пространство есть необходи мый бази с лю бого произведения. П о сути, загадка нетленности произве дения скрыта здесь — в наличии (или отсутствии) и з о л и р о в а н н о г о х у д о ж ественного пространства. Если простран ство обл адает внутренне заданной осо бенностью , г - оно автономно, то есть с а м о д о с т а т о ч н о по отношению к ис торическому времени. Если ж е оно р ас крыто вовне и состоит целиком из внеш них значений-примет ушедшей эпохи, если оно есть только внешний ореол, то — распадается для сегодняшнего созерцаю щего сознания читателя, так как не со держ ит в себе основы для плодотворно го диалога-воспроизведения мира. Причем «внешний ореол», «внешние приметы» сво его времени — это, конечно ж е, не фак тическое содерж ан и е повести либо рома на, но скорее совокупность не обуслов ленных взаим н о(!) содержательны х мо ментов, определенных и с к л ю ч и т е л ь н о внешней связью с современной дей ствительностью. Очевидно, что фундам ентальное лите ратурное исследование ставит своей целью, в конечном счете, воссоздание о б ъ е м н о г о образа худож ественного мвра про изведения и его всесторонний анализ. О браз — объемный, потом у что исследо вательское сознание не только созер ц а ющее, но и проникающее, испытующее, не удовлетворяется непосредственным чув ственным, рассудочным восприятием вос созданного мира, а привлекает массу сто роннего материала; нащупывает связи произведения как сам остоятельного эсте тического события с действительностью бытовой жизни, культуры, истории; пы тается овладеть закономерностями д и а логового воспроизведения бесконечного ряда образов - приближ ений худож ествен ного мира, условиями его сохраняющ е гося единства и целостности. Очевидно такж е, что стороннее сознание сначала в х о д и т в п р о с т р а н с т в о произведения, ощ ущ ает, определяет усл о вия его сущ ествования и наконец — всту пает в диалог с присутствующей в про странстве эстетической реальностью (хотя, конечно, процесс этот органичный и стро гому членению на ступени восприятия не поддается; но, тем не менее, первичность пространства здесь безусловна, — не вой дя в него, не приняв условий, нельзя вступить в ди ал ог). Таким образом , первым — н а ч а л ь н ы м — этапом лю бого исследования является уточнение, уяснение внутренне го пространства худож ествен ного п роиз ведения. Эта часть анализа особенно в аж на при рассмотрении вещей из классиче ского (нетленного) ряда. То есть — не обходим о, так сказать, изолированно по нять, ч т о с е г о д н я несет в себе т е к с т данной вещи, как зам кнутое и зо лированное целое; ч т о открывается з а т е к с т о м . И у ж е далее, отталкиваясь от результата такого уточнения-уяснения, можно двигаться в изучении х у д о ж е ственного мира, в определении по в о зм ож ности наиболее полного значения его объемного сложного обр аза. Н еобходим ость уточнения внутреннего пространства произведения м ож ет, одна ко, показаться необязательной, тем бо лее что многие исследователи вовсе не выделяют пространство как отдельный предмет своего рассмотрения и, несмотря на это, выстраивают и анализирую т мир произведения, автора. Все ЭТО ' так. Н о зачастую аналйзнрую-'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2