Сибирские огни, 1988, № 10
щая зачарованны х глаз ст шуршащей и все текущ ей и текущ ей поземки. Стелилась над степью все та ж е едв а слышная песня про ямщика, и так ж е, стараясь не пропустить ни одного слова, чисто и нешумно рысила отцовская Гнедуха». Автор, п охож е, ещ е д о конца не знает, как ем у распорядиться верно уловленным ощущ ением, точнее передать его суть. Он только чувствует, что притронулся к чему- то заветном у, нащ упал свою тему, и теперь упорно возвращ ается к ней вновь и вновь в своем творчестве, стремясь выразить ее все полнее и ярче... Верно передать ощ ущ ение — уж е очень немало, это непростая задача д аж е для стихотворного произведения. Тем более что стихи последних лет все р еж е стре мятся к этом у, все чаще представляют со бой зарифмованны е мысли, а т о и вовсе перечень событий. Тенденция эта наблю да ется повсеместно. Не стала исключением и изрядная часть поэтической продукции аль манаха. Таковы строки Геннадия Гайды (№ 1 ): Страданьем душу высветлить до дна... И мать, и жизнь, и родина одна. Как благо безысходность принимать... Одна и жизнь, и родина, и мать. О, безвозвратность времени — вернись! Одна и мать, и родина, и жизнь... Валерий Алексеев в стихотворении «Как манят нас другие страны?!» (№ 1) уверяет: стоит оглянуться вокруг, «и потускнеют Кельн и Ницца перед родимым Тулуном». Если бы при этом был дан поэтический о б раз Тулупа!.. Н о его нет, и сразу ж е возни кает недоверие, появляется острое ж елание сам ом у взять и сравнить. Поэтическая подборка года на этот раз вообщ е небогата открытиями. Останавли вают внимание не нуждающиеся в рекла ме имена Марка Сергеева и оказавшегося на страницах «Сибири» Станислава Куняе. ва. Как всегда, любопытны первые опыты на чинающих поэтов — участников конферен ции «М олодость, творчество, современ ность» (№ 5 ). Трудно по одном у-двум не большим стихотворениям составить более или менее определенное мнение, для этого нужна подборка попредставительнее, но привлекает искренняя интонация стихов Сергея Б елоусова и Марии Шароновой... В критике альманаха находит отражение лишь малая часть литературного процесса Восточной Сибири. В минувшем году крити ческий раздел представлен только юбилей ной статьей А. Зверева о Валентине Р аспу тине (Я» I), добротным обзором серии «Литературны е памятники Сибири», выпол ненным Л. Якимовой, да несколькими ре цензиями. Обстоятельный разбор романа Дм . Сергеева «Конный двор», произведен ный Н. Тендитник (№ 2 ), положения не спасает. Н о больше всего возражений вызывает работа Ольги Ш ахеровой со странным на званием «Д виж ение к традиции» (№ 6 ). Не совсем понятно, как это — двигаться к традиции. П родолж ать ее или развивать — д ел о другое, но двигаться к ней? Из какой-то другой точки, что ли? М ож ет быть, она была прервана и ее надо в озоб новить? Вскоре автор формулирует свою мысль по-другому: «потребность в традиции». Это уж е логичнее, но тогда ср азу ж е хочется узнать, в какой именно традиции, что име ется в виду? Ближе к концу статьи О. Ш ахерова р о няет замечательную ф разу: «Традицию нельзя рассматривать вне содерж ания». Вот если бы она определила содерж ание той традиции, к которой, якобы, откуда-то двигается А. Байбородин, тогда с ней м ож но было бы спорить или соглашаться. А без этого остается только недоумевать. Вот. к примеру, автор утверж дает, что в слияния с природой «человек становится тем, кем и долж ен быть — человеком В се ленной». Хорошо это с точки зрения народ ной нравственности — быть человеком Вселенной? И дальш е неясности идут одна за другой. Приводит автор заимствованную у М. Б ах тина мысль о том, что «в подлинно х у д о ж е . ственном произведении авторское сознание включает в себя не только сознание героев, но и гораздо большее: он видит и понимает то, что недоступно его героям. Именно из этого избытка видения и знания автора складывается худож ественная концепция, его заверш ающ ее отнош ение к произведе нию. Другими словами, автор — над изо бражаемым, а не только в нем». А на следующ ей ж е странице зачем -то высказывается нечто, по сути, противопо ложное: «Только тогда, когда ч уж ое лицо для писателя важнее своего, чуж ая душ а сложнее собственной, произведение п ереда ет жизнь во всем ее объем е, а герой стано вится спутником на всю жизнь». Уж что- нибудь одно: либо авторское сознание включает сознание героев, либо чуж ая д у ша сложнее. Или вдруг такое заявление: «Человек творческий осмысливает природу... для т о го, чтобы преобразовывать... в соответствии с ее собственными объективными закона ми». П о-моему, чтобы природа жила по своим законам, ее п реж де всего не надо преобразовывать. От чего проистекают все эти неясности? Скорее, всего, от неумения четко выражать свои мысли. В этом уб еж да ет и речь крити ка, изобилующая оборотами типа: «В о из бежание понимания этого замечания в оце ночном плане...» или «П роцесс осознания необходимости воевать...». И тут уж ника кая литературоведческая подготовка по мочь не мож ет... Уровень публикаций в альманахе — раз ный, но все — о Сибири, о людях ее. И тут альманах вполне оправдывает свое назва ние. Н о и от остального мира он не отго раживается. В лучших материалах отчетли во осознана та грань, где специфически си бирские проблемы сплетаются с проблемами всей страны, вырастают до общ ечеловече ских. А когда ясен масштаб задач, их и ре шать проще.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2