Сибирские огни, 1988, № 10

жить материалом для худож ествен ного освоения, но надо помнить, что эстетизации он п оддается с большим трудом , и если у ж браться за него, н еобходим о искать допол­ нительный резерв для удерж ан и я читателя над повестью. Деревенщикам в этом смыс­ ле проще: там самые процессы работы в д о ­ статочной мере поэтизирую тся, — ведь при­ рода кругом, в любом крестьянском труде м ож но найти, чем полюбоваться. В слесар­ ном деле, д а еще при нашей организации т р уда, мало чем залю буеш ься. Т ут описания условий тр уда, сам ого процесса работы малопоэтичны. Д а и устранение аварии по­ стороннему взгляду каж ется событием ря­ довым, — на то они и аварийщики, чтобы аварии устранять. Н у и, конечно, язык при таком м атериа­ ле выходит на первый план. В м алосюж ет­ ной прозе вообщ е все реш ает язык. Иной раз и конфликт заявлен интересный, и х а ­ рактеры у героев начинают вырисовывать­ ся, а несколько казенных слов, д а ж е просто неверно взятый тон портят все впечатле­ ние. В от рассказ Лю бови Щ едровой «Д иф ф у­ зия» (№ 2 ). Герой — школьник Иван Л о . пухов — «в контрах» со своим одноклас­ сником Славкой Линевым. М ало того, что у Славки отец — директор зав ода, а сам он — «бессменный староста», так ещ е и девчонку, которая И вану нравилась, стал на мопеде катать. А у Ивана отца нет, мать уборщицей работает. В от он и решил: залезть в гараж , где линевский мопед сто­ ит, и ломом его: «Мстить, так за все, пото­ м у что больше отыграться не на ком и не на чем». Конфликт — более чем вероятный, прямо из жизни, а вот о героях этого не скажешь. У ж е сама тональность мыслей нынешнего девятиклассника вызывает некоторое н едо­ верие; «П усть возня с котенком — занятие не м уж ское, но кто дал право обиж ать беззащитных животных? —• сер ди то рас­ суж д а л Иван». Ученик, пож алуй, м ож ет изъясняться на школьном собрании, используя стилистику газетных передовиц: «Н е прошло и десяти лет, как ликвидирован у нас район времен­ ной застройки». Ранней бюрократизацией у нас никого сегодня не удивишь. Н о что­ бы при этом «ребята слуш али, девчонки смотрели на Линева, будто перед ними был знаменитый эстрадник»? Р азве что в анек­ дотическом смысле. Впрочем, у одноклассников лексикон т о ­ ж е не из самых естественных. В от как они соглаш аю тся посадить елки; «Конечно, мо­ ж ем , — поддерж али ребята. — Н адо об­ ратиться с призывом к о всем классам! Ко всем школам! Ч ерез газету! В едь пишут; преобразовывать природу на благо...» В от ж е, думаеш ь, д о чего дошло: целый класс будущ и х руководителей! Если в этом поселке дети таковы, то чего ж е ожидать от взрослых? Но нет, оказалось, наоборот. Директор завода, обеспокоенный ссорами сына о Иваном , первым нанес Лопуховым визит, приглашал заходить в гости, в ш ах­ маты поиграть. И душ евно с Иваном побе­ седовал: « _ Представь, что ты — взрослый м уж ­ чина, занимаешь высокую долж ность... А высокие кресла, брат, кому попало не д а ­ ются. и вот у ж е привык, что люди к тебе относятся не просто, и сам себя начинаешь, ну, скаж ем , уваж ать. И вдруг оказывается, что в обычной, житейской ситуации ты ни бельмеса не смыслишь, собственного сына не знаешь. М ож еш ь ты такое представить? — В высокие кресла постараюсь не с а ­ диться, — выпалил Иван. — Почему? — Бывает, зазнаю тся люди в высоких креслах, и не только сами, но и сынки их! — В от он о что! — Линев откинулся на спинку кресла...— Пропарил ты меня креп­ че, чем на ином собрании. Н о я рад, что познакомился с тобой...» И тут неправдоподобность. П осле этого остается повнимательнее присмотреться к авторской речи, чтобы убедиться: не вино­ ваты здесь ни дети, ни взрослые. В се дело в неточном словоупотреблении. М елкие не­ бреж ности встречаются и в самом повест­ вовании, к примеру: «Оттабанив укорочен­ ный по-осеннему день, солнце поспешило на отды х». Глагол «табанить» всегда озн а­ чал «грести назад» и в другом значении, на­ сколько мне известно, никогда не употреб­ лялся, а здесь появился скорее всего из ж е­ лания оживить язык «народным» словом. М елочи эт о все, конечно, но и з-за них доверие к героям пропадает. Н е становят­ ся эти люди живыми, несмотря на верно подмеченный конфликт, так и остаются выдуманными, а сам рассказ превращается в ту разновидность, что раньше называли пасхальными или святочными. Очень верно п ередает состояние души Анатолий Б айбородин в рассказе «Ф евраль, окая оттепель» (№ 3 ). Он ум еет описать рядовое, внешне ничем не примечательное событие именно как событие, оставляющ ее сл ед в душ е. Всего-то: мальчик с отцом за ж ердям и съ ездил, но зап ало в сер дц е в тот день что-то очень важное, что и через многие годы казалось не менее важным. И веришь, что все было именно так, на­ столько ярко видится эта зимняя дорога, снег, мальчик в санях и все его детские, а потом уж е не детские чувства и думы . Вот у ж е вырос герой, у сам ого дочь, а тот день все не уходи т из памяти, хоть и не очень- то он отца любил, д а и было за что не лю ­ бить: случались «пьяные концерты», всякое бывало. Н о то все запомнилось меньше, а вот эта поездка за ж ердями — как живая перед глазами, да еще рыбалка совместная, когда ночевали у костра, и мальчик ещ е раз остро почувствовал кровную связь с отцом. А. Б айбородин сум ел воспроизвести это странное ощущ ение, когда чувствуешь се­ бя одноврем енно и сыном, и отцом , видишь себя в ребенке и гл убж е понимаешь отца, по-новому воспринимая его и собственное детство. Ощущ ение это возникает посте­ пенно, практически из ничего и лишь в кон­ це оформляется в смутный образ-видение взрослого героя: «З а окном двое на санях, впереди — не то отец Ивана, не т о он сам нынешний, а м ож ет, оба они, теперь у ж е навек слитые в одном путнике; за спиной мужичка... полулеж ал кто-то маленький — то ли Ванюшка, а то ли — мало ли что привидится — его дочь Оксана, не отводя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2