Сибирские огни, 1988, № 10
ца, музей почитания светила народами и художникам и планеты. Седьмой устраива ет детские фольклорные кружки: устраива ет, поскольку «организовывать» малых д е тишек бесполезно. Восьмой, как умеет, пы тается защитить от варваров Салбык — хакасский С тоунхендж . П о справедливости это С тоун хендж — английский Салбык, ибо наш курган обрамлен камнями до 70 тонн весом; терзаемый наезжими туристами, как лю бое безхозн ое диво. Девятый возвращ ает д обр ое имя политической песне — ему ап лодирую т и комсомольские работники на конференции, и преступники-рецидивисты на концерте в колонии. Десятый снимает фильм о незаслуж енно забытом философе Любищ еве... Н е робкий десяток. И не десяток. Много таких или мало? Д ел о не в абсолютном или относительном количестве. Д ел о в отношении к таким лю дям со стороны общ ественного мнения и государственны х институтов. Н ет п оддерж ки — опускаются руки, становится т яж е лее дышать; зато благоденствует троица «совок — попе — кич». Есть п оддерж ка— дело идет на подъем , бесполезных нраво- учителей начинают теснить интеллигентные развитые люди. Энтузиазм — ненадежное топливо, но неробкий десяток так закален запретами, что для него отсутствие пресле дования у ж е есть поддержка... Эти люди — не заслуж енны е деятели культуры, не члены творческих сою зов (за редким ис ключением), не профессиональные оргра- ботники (за ещ е более редким исключе нием ). Д ля них трудно найти общ ее опре деление формальным путем. А по содерж анию все они гуманисты. Защитники и строители человеческого ве личия. Н е о «человеке вообщ е» речь, и не о б искомом «человеке будущ его* — о р е альном сегодняшнем человеке, которому необходим о разогнуться. Поднять голову. Уравнять себя — для начала хотя бы мыс ленно! — с тем, чей портрет он нес на д е монстрации... Чувствуете, какой крамолой оборачива ется мягкое, на первый взгляд, слово «гу манизм»? Н едаром оно долгое время сн аб ж алось невесть откуда взятым прилага тельным «абстрактный» и такой «абстракт ный гуманизм» лихо бичевался с позиций «классовости», «идейности» и «народно сти» (к слову сказать, еще более «абстракт ны х»). Н а самом ж е деле ярлык «аб страктного гуманизма» и есть не более чем искусственная абстракция, отвлечение от реального гуманизма. Настоящий ж е, не измышленный гуманизм всегда был конк ретен. В определенных исторических усло виях он выступал п р еж де всего в защиту граж данского достоинства. Эллинский гу манизм, например, защищ ал достоинство свободного дем оса о т притеснений родовой аристократии (увы , р аб в те века вообщ е выпадал из понятия «человек»). Гуманизм европейского В озрож ден ия возвышал пра ва и свободы набиравшей силу городской бурж уазии — да, да, того самого и «мьезсгапзЫ а», «Ьопг^еоь'зь'е», впоследст вии давш их имя предм ету нашего р азгово ра, но в свое время бывших самым актив ным элементом общ ества, дававших ему первооткрывателей и промышленников, х у дожников и конструкторов... Сегодняшний социалистический гум а низм — это философия, культура и прак тика, повышающие граж данское достоин ство к аж дого, делающ ие отдельного чело- ■ века более значимым в глазах общ ества. Что означают эти слова? Н у, например... представим себе такую картину: к уда-то зачем-то стоит очередь, а через нее проры вается граж данин, тыча всем в нос «ко рочки» некоего всемогущ его ведомства (такие пропуска в народе принято назы вать «вездеходам и »). Покорность и страх при виде «корочек» свидетельствуют о д е фиците граж данского достоинства. В едь м ож ет быть и иначе — нахалу с «в ездехо дом» каждый м ож ет красноречиво пока зать другой докум ент — советский паспорт — и попросить встать в конец очереди... Хотя лучше всего вообщ е избавиться от очередей! Возвышающий человека гуманизм не «борется» с мещанством в привычном для нас ошибочном понимании. Он не столько ниспровергает, сколько вытесняет. Если на пустыре появляется очаг культуры и этот очаг разж игает умелая и м удрая рука, то мещанским суррогатам остается только вы лететь в трубу. Если мещанство, подобно ядовитому газу, лезет во все доступны е полости, то избавиться от него м ож но только более сильным давлением чистого воздуха. И мещанство у ж е сегодня _пани- кует от едва слышных его дуновений! Его р аздр аж ает возвращ ение в массы культур ных ценностей — будь то живопись Ш ага ла, поэзия Б родского или скульптура Силу ра. Мещанство скликает воинство, мещан ство негодует, свирепо бьется за «право писать плохо», за «сделайте мне свято» — и тем самым выдает себя с головой. От вчерашней сытой самоуверенности «хозяев жизни» не осталось и следа. И не проповедники понадобились для этого, не воители, не трибуны. П онадобились талан ты. Они и впредь б удут нужны все более и более. А талантам — достойное отношение. А это — дело чести общ ества, достойного своих талантов. * Андрей Владимирович Соболевский родился в 1960 г. в г. Новосибир ске. Окончил историческое отделение гуманитарного факультета Новоси бирского университета. Работает в журнале «ЭКО». Автор статей, опубли- кованных в журналах «Сибирские огни», «Студенческий меридиан», «Куль турно-просветительная работа». Живет в Новосибирске. .'6 Сибирские огни 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2