Сибирские огни, 1988, № 10
Этюд четвертый. ЧТО КРОМЕ ТРЕХ «3»? На любом собрании критикующего спра шивают; «А что вы предлагаете для исправления названных недостатков?» М е щ анство м ож но обличать, разоблачать, препарировать с социальной и культуроло гической точек зрения, а что затем? Есть ли арсенал средств, способных если не изжить, то, по крайней мере, блокировать мещанство как общ ественную и духовную силу? Есть. Н о п реж де чем говорить о вакци нах и противоядиях, я бу д у вынужден с д е лать «шаг в сторону» — выступить с в аж ной, по-м оему, оговоркой. Суть ее такова. Нельзя сраж аться с ветряными мельница ми, забыв о вращающем их ветре. Н евоз м ож но «бороться с дорожно-транспортными происшествиями», не улучшая дорожную сеть, конструкции автомашин, а главное— не дум ая о технической и человеческой культуре водителей. Общ ество пронизано множ еством сложнейших взаимосвязей, и из этой паутины глупо вытягивать одну ниточку и «бороться» отдельно с пьянством, нетрудовыми доходам и , наркоманией, про ституцией, очередями, спекуляцией... И с мещанством тож е. Д а и какой плетью м ож но перешибить этот толстенный обух тра диционного обывательского мышления, за скорузлы х ценностей и традиций! Как вообщ е м ож но говорить всерьез о наступ лении на «мещанина в нас», когда он по сей день мчится мимо на своем черном кабриолете с нулями на госномере, мчится, чтобы на важных совещаниях успеть при нять за нас десяток-другой авторитетных решений..? Н ет сомнения в том, что инициируемая новым руководством КПСС перестройка социально-экономических отношений в стра не способна всерьез ограничить власть и ослабить социальную значимость бюрокра тии —• постоянного реаниматора мещанско го д уха. Реальную угрозу мещанству пред ставляет начавшаяся реформа образова ния, значительное оживление культурной жизни, пересмотр идеологических и исто рических стереотипов: вообщ е всё, что свя зано с формированием нового мышления. Но было бы гибельным легкомыслием пред ставлять все эти процессы как утвердив шуюся реальность либо неизбежную пер спективу. Замечаете? Больше всего копий сломано именно в дискуссиях о необратимости (или обратимости) сегодняшних перемен. Опти- млсты твердят: альтернативы перестройке нет, иначе — крах и гибель. Пессимисты возражаю т: отчего ж е крах? Д вадцать с гаком лет топтались на месте, «раскачива ли стоящий вагон», а раскачиватели и по ныне здравствую т. И, наподобие культу ристов, порой демонстрируют мускулы: выборы делегатов на XIX партконферен цию чем не пример? Оптимисты ссылаются на заявления некоторых высших партийных руководителей об их полном единстве во взглядах на перестройку и с облегченным вздохом комментируют: не извольте беспо коиться, ТАМ вспять не повернут! П есси мисты хмыкают: знаем, знаем это единство и вспоминают аж трехнедельное молчание после публикации в «Советской России» антиперестроечного манифеста Нины Андре евой. А такж е октябрьский (1964 г.) П ле нум ЦК КПСС, после которого «необрати мые» реформы с магической быстротой развернулись вспять — куда там Гипро- в одхозу с северными реками! Я отношусь к пессимистам. Я солидарен с мнением философа и социолога Игоря Кона о том, что единственной надежной гарантией в нашей жизни является смерть, а все остальные гарантии ненадежны , от носительны и зависимы от массы причин и факторов. Н о позволим себе такое допущ ение; пусть будущ ее всех сторон перестройки гарантировано. Насколько сильно это у д а рит по мещанству? В едь д а ж е многие искренние сторонники нового курса КПСС следую т этом у курсу по старым картам. В среде сторонников решительного обновле ния общ ества такж е живут и здравствую т старые взгляды на «борьбу с каждым с о циальным злом в отдельности», кото.рые заводят к аж дую такую «борьбу» в неми нуемый тупик. Относительно мещанства я позволил бы себе свести весь арсенал б ес полезных «мер» к трем основным — за бытью, запрету и заклинанию. Собств-енио, забытье — это не метод, а оправдание его отсутствия. Мещанство представляется как смешная-смешная за витушка на безусловно румяной щеке о б щественного организма, хотя еще М ая ковский предостерегал, «...чтобы комму низм канарейками не был побит». Понимая, что речь идет не о комнатных пернатых, мы все равно подчас отмахиваемся от ме щанства — д а ну его, пакостная, но ме лочь! Помню, как лет пять н азад редактор «М олодости Сибири» делился идеей: мо лодежной газете нельзя пропускать ни о д ного зап адного кинобоевика — надо на каждый давать своеобразную социологиче скую рецензию, не занудливо, а д о к аза тельно поясняющую, чем отличается экран ная жизнь от реальной. И дея так и оста лась нереализованной — накатили, нава лились «дела поважнее». Д р угое бесполезное занятие — запреты. Хотя бы потому, что эта дубинка — из бюрократического арсенала и еж ели бьет хозяина, то редко и по недоразумению . И когда свищет в воздухе эдак ое словесное дреколье; «захлестнувший нас пото.к...», «излишнее пресыщение», «прекратить про паганду» (читай — придавить) рок-музыки (западного кино, нетрадиционной ж ивопи си и пластики, аэробики, Н абокова и т. п. и т. д .), т с так и хочется спросить — а что, кроме классики, останется? Совок, попе и кич? А когда приглядишься к фи зиономиям (политическим) и биографиям (творческим) дубиноносцев, то, как прави ло, обнаружиш ь в их лице представителя одной из трех названных фигур мещ анст ва. Короче, вор у вора дубинку украл. И наконец — заклинания. Д ол го верили мы в их магическую силу, долго эксплуа тировала пропаганда и публицистика весь этот культовый багаж ; едва где вылезет какая беда — с нею начинают не на жизнь, а насмерть биться всевозможными слове сами. Сгинь, сгинь, худое! Пляски у кост ра м ож но увидеть и нынче. В от как ито жится один из публицистических материа лов «Наш его современника»: «Культура бездуховности, культура потребления, куль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2