Сибирские огни, 1988, № 10
знаменитая «массовая культура» — закон ный наследник «скромного обаяния» за р у бежной бурж уазии и «здорового досуга» отечественного мещанства. Плакатный «со вок» относится к этом у дитяте со сн исхож дением строгого папы: бывало, покричит насчет «тлетворного влияния З ап ада», но в то ж е время, как заморский гостинец, при несет в дом с этого ж е «З ап ада» сам ое простенькое, незамы словатое: так и быть, побалуйтесь... У «Битлз» было открытое человеческое лицо — и «совок» впал в ис терику. Караул, растлевают! А «М одерн Токинг» — в самый раз, миленько и ника ких мыслишек, м ож но и перенять... Нет, конечно, отечественное мещанство в грязь лицом не удар ял о и производило с давних времен «легкие жанры» домашнего приготовления. Корни этого нехитрого творчества уходят в те времена, когда м е щанство было самим собой и тешилось жестокими романсами: К виску приставил дуло револьвера — И кончилася жизнь, разбитая карьера! П озж е, когда мещанство срасталось с бю рократизмом, искусство не м едлило откли каться достойными образцами. Помните, у Ильфа и П етрова: полупетуховщ ина, скет чи типа «Совслуж ащий под диваном», р о мансы «Дышали домны свежим паром, а ты уехал а в ландо...» Понятно, что б ез импорта обходиться трудно — все-таки там, «за бугром », оста лись «не замутненные» пролетарской и део логией родники м елкобурж уазной развле кательности. И наше мещанство стало в позу бдительного идеологического там о ж енника — мол, еж ели что и допускаю до нашей публики, то сам ое безвредное. На самом ж е деле, бдительность была и оста ется гипсовой, наподобие дж ером овской форели. На там ож не поп-искусства крас ный свет включается перед тем «товаром», что отмечен влиянием демократических тенденций, передовой творческой мысли. Зеленый свет — сером у пойлу для насто ящего мещанства. Р а з по десять ходили наши подростки (и не только они) на «Золото Маккены»— красивый, но безбож н о глупый американ ский боевик. А вот «Блоу-Ап» М. Антонио ни мы знаем лишь по пересказам киновед ческой литературы. Там ожню не прошел —. «шибко умный», да и на долю секунды безнравственно мелькнула в кадре нагая ж енская грудь. Этим и жива «массовая культура» в ее советском или «осовеченном» варианте — тем, что официозная субкультура плаката и трибуны не явно, так втихую п оддерж и вает ее, хотя и постегивает дозированной критикой. Плакатный реализм и «массуха» — удовлетворители разных культурных пот ребностей многоликого мещанства. Т ребу ется воплотить социальные идеалы на со лидном П арнасе — в ходу одно; а коли есть н уж да потрафить, безо всякой маски ровки. самым что ни есть обывательским слабостям — в х о д у другое. Кстати, и этом у, «другом у» молодежный сленг на шел п одходящ ее словечко — «попе» (поп- му.змка, псп-арт, поп-стиль и т, д .). Т ож е удачное словечко — яркое, громкое и пу стое, как хлопушка. Попе! — б удто лопнул радужный мыльный пузырь, а за ним еще и еще: попе! по!!с! «Попе» припеваючи переживает все сето вания критиков о засилии «массовой куль туры», бездуховности и развлекательности. Ни холодно, ни ж арко «попсу» от хлестких газетных бичеваний. П ои здевается умник- ж урналист над какими-нибудь «Маками» или «Гитарами», ну и что? Н аготове еще десяток-другой таких ж е групп, мелодий, песенок, фильмиков, кордебалетиков... А еж ели раздастся начальственный окрик о том, что «это безобр ази е все заполонило!» — так это лишь потом у, что безобр ази е начало заполонять пространство «совка», а это — зона заповедная. Пасись, «попе», на своих луж к ах, но не отвлекай публику от бездарны х ораторий, трилогий и эпопей о героическом прошлом, настоящ ем и б у дущ ем! Н о «совок» и «попе» редко вступают в настоящий конфликт. К тому ж е у плакат ного реализм а и массовой культуры есть мальчик для битья: кич. К и ч — это при. митив, анекдотические воплощения самы.х незамы словатых мечтаний об «изячной жизни». Н а барахолке, в Б ердске, я видел дамские купальники, щ едро простроченные чем-то вроде елочного «дож дя », какой-то сверкающ е-серебристой нитью — чтобы вла делице лю бого слож ения было чем блес нуть. Кич — это всё то, что сам о просится на страницы сатирических ж урналов: л а ковые портреты «Есенин с трубкой — у любимой березки», пластмассовы е перстни с розой из оргстекла, коврики с лебедями, песенки типа: «И чтоб ты завтра двойку получила, девчонка из квартиры сорок пять!». П оэтом у кич — превосходная «отмазка» для прочих культурных пластов м ещ анст ва. В кич всегда м ож но ткнуть пальцем и гаркнуть: «Ату! Д ерж и вора!!!» — так под час и делается. Стрелы оскорбленного м е щанского вкуса летят не в бескрайний ро ман-быль «Сибирские окоемы» о династии профсою зных активистов, и не в филарм о ническое ш оу-ревю «Здравствуйте, девоч ки!» Они метят в беззащ итно-смешную ми шень — общ ежитскую комнату, оклеенную портретами П аулса и девуш ек с колготоч- ной упаковки. Кич живуч, и недаром ! Сосущ ествуя с «совком» и «попсом», он собственным у б о ж еством возводит их на пьедестал истин ной культуры, сбивает ориентиры, ковер кает вкус. Рядом с «люблю цыгана Яна» какая-нибудь Катя Суржикова — это уж е культура, а телесериал о судьбе оргработ- ника — социалистическая культура. Не будь кича — шкала сравнений поползла бы вниз, неуклонно осв обож дая верхние уровни для достойных образцов. Кич в нашей жизни — что-то вроде «отрицатель ного героя» в ходульной повести, где он сущ ествует исключительно для противопо ставления положительному. Так и живут эти три ипостаси мещ ан ской, м елкобурж уазной субкультуры . Или антикультуры... Ж ивут н здравствую т, мед-пиво пьют!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2