Сибирские огни, 1988, № 10
Андрей СОБОЛЕВСКИЙ ЭТЮДЫ О МЕЩАНСТВЕ Этьод первый. «Я — ТУТОЧКИ1» З абавно наше обы ден н ое сознание! Посмотришь под одним углом , и по неволе снимешь шляпу п еред коллек тивным разум ом , простотой, здравым смы с лом, непреходящ ей народной м удростью . П оглядишь более критично — изумишься обилию предрассудков, иллюзий и легенд. Одна из самых живучих — это легенда о мещанстве и мещанине. Д а ж е не столько легенда, сколько сатирический обр аз, з а печатленный в разговорных оценках, кро- кодильских карикатурах и нравоучитель ной публицистике. Кто ж е такой мещанин? Во-первы х, это не я. И не вы. Н е мои друзья. Э то всегда кто- то другой, внешний, чуждый и презирае мый. Во-вторых, мещанин — это в ещ и ст,тов а- роман, потребитель. М аниакально влюблен в предметы престиж а и комфорта. Он в сег. да неразлучен с символами житейской р о с коши своего времени: будь то «шикозные» фильдеперсовы е чулки времен нэпа, хилые послевоенные фикусы или джинсы — из любленный предм ет сатирических уп р аж н е ний 70-х годов. П риобретает ради приоб. ретения, владеет ради владения. О тсюда как бы логически вытекает третья черта — бездуховность. П резрение к культуре: от слепого равнодуш ия — д о чванливого. Н е веж ество. Шлягеры на магнитофоне, книж ки под слоем пыли, с неразлепленными страницами... А в-четвертых, в-пятых, в-шестых и так да л ее — последовательны е наборы мораль ных изъянов. М ещанин — хам . Карьерист. Х апуга. Сластолю бец (написал и подум ал — а как это называется у ж енщ ин?). П р е клоняется перед Зап адом и вообщ е перед заграницей (кстати, что это за страны та кие — З а п а д , Заграница? К аж ется, они есть только в нашем лексиконе...). Близок к уголовщине. Экологический варвар. Ско пидом и транж ира одновременно. Кошмарный тип. А теперь задум ай тесь — попадался ли вам именно такой, стопропентный мещанин во всем своем великолепии? Нравственный ур од, бездуховны й потребитель до мозга костей? З адам этот вопрос сам себе и по началу отвечу утвердительно — как ж е, как ж е, конечно, видывал таких! Н апример, молоденькая Юля С. — вся в золоте, модная. Простенькая как грй- венник: пустая болтовня, дом вылизан, а у дочки ни одной девчоночьей игрушки, ни одной куклы... М ещаночка. Н о стопроцент ная ли? Р а б ота ет азартно, лю бит расска зывать о б усп ехах в сложны х сл уж ебны х ситуациях. П росит почитать толсты е ж у р налы. Л а д н о , не она. Т огда... ну, например, Л ён я С. К омсомольский работник, рвется все выше и выше, мечтает о р аботе в пар тийном аппарате. Ч еловек довольно ж есто кий: развелся с ж еной, оставив ей сыниш ку. Холеный, вкрадчивый, все время отводи т в сторону взгляд... Чем не карикатурный тип? А вот чем; весьма эруди рован , увлечен психологией, хорош о играет на нескольких музыкальных инструментах, ум еет видеть и ценить красоту. И тут сам себя ловлю на мысли: д а ведь эти гипотетические мещ ане — лю ди, как говорили раньше, моего круга! Как ж е так получилось, ведь я уверен, что не пе ренош у мещанство ни в какой ипостаси, ни в какой д озе... Вп ор у кар аул кричать. Впрочем, кричать не буду. Начну усп ока ивать себя: примеры, как говорят ученые, некорректны. «П одозреваемы е» не стопро центные мещане, они лишь зараж ены этой болезнью в большей или меньшей степени, а вот кто настоящий, махровый мещанин, так это... И тут минутная задумчивость перерастает в получасовую . П ер ед глазам и проходит длинный ряд кандидатов в меща не — и у к аж дого находятся какие-то «не мещанские» черты. А про некоторых вспо минаю настолько хорош ее и д обр ое, что стыд берет — как решился ставить их в этот ряд? Н о мы-то боремся с мещанином, как с массовым явлением! Мы объявили ем у вой ну на истребление, массированно бичуем его щелчками сатиры и стратегическими ударам и серьезной романистики. Мы вы ставляем его под огонь критики на к ом со мольских собраниях, его разносят в пух и перья сотни моих собратьев-журналистО'В. А курилка жив. То почувствуешь его в мягком Лёнином рукопож атии, то он цро- скользнет в улыбке Юли, то постучит от к у да-то изнутри: я туточки! П очем у ж е он неистребим, почему в озр ож дается как ф е никс? П очему из «накипи нэпа» превратил ся в константу, в проблем у, соп р овож даю щ ую нас вот у ж е восьмой десяток лет? П о чему он исторически непотопляем , этот са танинский антигерой? П отом у что его нет. Н ет мещанина как четкого класса или типа людей; социальноьго, воэрастного, пси-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2