Сибирские огни, 1988, № 10

в конце концов, как и сл едовал о о ж и ­ дать, с чувством безы сходности высыпал письма в общ ую кучу. Н апраш ивается естественный выход: «Н е­ когда тебе — пусть всё это сделаю т други е работники редакции!» Проверено! Н е могут и они. П ерегруж ены . «И грай, гармонь!» у Главной редакции — далеко не единственная передача. В от поэтом у и грустно мне становится то по прочтении одн ого письма, то др угого... М ож ет быть, все ж е переборщ аю я? На ЦТ это процесс неизбежный? П о-видим ом у! П о причине м асш таба. В е ­ лика страна! (А письма п риходят ведь и от зар убеж ны х зрителей — «И нтервидение» дел ает свое дел о...) Н е раз за чтением писем приходили мыс­ ли о н еобходим ости расширения работы с гарм онистами, о вы ходе за рамки только телепередачи. И дел ается кое-что! Тут и создан и е клу­ бов гармонистов на м естах, подключение местных студий ТВ, выпуск грампластинок, привлечение работников клубной системы по линии министерства культуры РСФ С Р, Всероссийский конкурс гарм онистов и т. п. Нужны свеж и е, м олоды е силы. Больш е и больш е. И они есть. Замечательны е энтузиасты н ародного творчества ж ивут почти в к аж дом городе, в к аж дом селении. Д остаточ н о назвать В. Г. К ом арова в Ельце, Н. А. П рим ерова в Н о ­ восибирске, В. Е. Х охлова в Калинине, Н. Ф. К уприкова и Е. А. Г ородского в Т у ­ ле, М. В. Ефименко в В ор он еж е, В. П. Тимоф еева в У сть-Илимске, В. К. Булавина в Томске и многих други х. Н азвал только тех, с кем мне лично пришлось общ аться, кого хорош о знаю . А сколько ещ е не знаю ! С кем ещ е, м ож ет быть, предстоит повстречаться! Х орош о, конечно, что удалось нашей п е­ редаче заж еч ь эти малые и большие костры интереса к гарм они. Сколько лю дей сп осо­ бен согреть этот великий огонь н ародного творчества! Хочется сердечно поблагодарить с этих страниц всех, кто написал нам (в п ер ед а­ чах мы не р аз это д ел а л и ). С пасибо вам, что заставили на многое взглянуть иными глазами, приоткрыли за в есу над извечными вопросами: как ж ил вчера и чем ж ивет се­ годня народ, о чем он дум ает, что поет? Прочтем внимательно, скаж ем , вот это письмо. «Слушая ваш у передачу, только расстраи­ ваешься. Мы, м ол одеж ь 40-х годов в селе Р азум н ом , по тем временам сходились в х а ­ тах. Играли в «кольцо», «ремень»,— в об­ щем, ходили на вечерушки. А сейчас у нас в Р азум ном нет ничего. Был клуб, просто сарай, и тот снесли. Н ек у­ д а пойти м ол одеж и и нам. И перни знаем , и плясать умеем, но нет для нас ничего! У нас много способны х людей, но нет органи­ затор а, нет хозяина. И мы просим: помогите нам! У вас вы ступаю т старенькие лю ди, мы бы могли т ож е. Н о что нам делать — клуба нет, никого мы не интересуем. Только по­ смотришь у вас, поплачешь и думаеш ь: проживеш ь ж изнь ни себе, ни лю дям . П ож ал уй ста, помогите организовать нам худож еств ен н ую сам одеятельность и спаси­ бо за п ередачу «И грай, гармонь!». Конеч­ но, м ож ет, вы и пос.меетесь с этого пись.ма или закинете — ведь деревня есть дерева ня... Мы никогда раньш е никому не писали, а тут решили вы сказать свою тоск у вслух! П омогите. Раньш е как-то в школе были вё'- чера, ходили т у д а .посмотреть сам одея тел ь­ ность, а сейчас такая скука. Новый год был в школе неважный, в общ ем нет руьсоводи- теля нигде, помогите. Ж ители села Р а зум н ое Б елгородского района Б елгородской области». Д а это ж е крик о помощи, сигнал «С паси­ те наши душ и»! Ч то делать с такими пись­ мами? В наших ли силах помочь? И в о д - ном ли только селе Р азум н ом так н е р а- зум н о обстоит д ел о с народным творче­ ством? Хочется иной раз т ож е закричать с экрана: что ж е вы, сельские заводилы ве­ селья, умельцы народны е?! Г де ж е вы, Т ер­ кины, к уда подевались?! В едь плохо б ез вас лю дям , никак нельзя б ез вас! К омментируя письма, часто ловлю себя на мысли, что, собственно, в комментариях- то они не очень и н уж даю тся. «Н е пора ли вещи назвать своим именем? В о весь голос сказать, что «король-то го ­ лый», а не пытаться п од прикрытием сов р е­ менных м елодий протащить в народную ж изн ь ч уж ды е ем у, враж дебны е (не бою сь этого слова!) мелодии, звучащ ие д и ссон ан ­ сом к нашей культуре и психологическом у ск ладу человека. Б ессодерж ательны е мелодии заполняю т эфир. В них не глубина человеческой души, а стремление подавить ее. П ора говорить о б этом в полную силу, давать решительный бой бурж уазны м идеологическим диверсиям в сф ере культуры. В. Н. К улеш ов, г. С евероморск М урм ан ­ ской области». «Конечно, имеются объективны е причины исчезновения национальных обр я дов , гул я ­ ний. И мы их знаем . Э то и сокращ ение сельского населения, и появление соврем ен­ ных аппаратов, воспроизводящ их музыку, и т. д . Н о мало констатировать факты у п а д ­ ка — н уж н о исправшять сущ ествующ ее п о­ лож ение! И п родолж ать передачи, которые помогут возродить былую славу этого поис- тине сам ого близкого н ар оду музыкального инструмента. Р еш ающ ее слово за тобой, ТВ! Н. Н. П естов, г. Соликамск Пермской о б ­ ласти». «Гармонь... Скрошчая, за славой не гоня­ лись, к новой м оде не пристраивались. Не то, что тихоня-гитара, за электропрнставку сменившая задуш евный свой шепот на гром, а изящную талию — на полированные р о ­ га... Нет, гармонь ни к чему подключать к электросети, м еха не покроешь модной п о­ лировкой! Ей нужна теплота человеческих рук. Ей н уж на тишина, чтобы гармонист, склонив голову, мог поведать ей свою печаль по с е ­ крету. Ей нужны прозрачны е ситцы на м е­ ха, чтобы дыш алось легко и звуки из нее шли прямо в сердце... Д а и задорный мотив не оглушит, не з а ­ ставит др ож ать барабанны е перепонки — а просто сам не заметишь, как распрямишь плечи и ноги сами вынесут тебя на круг! Семья Д убровины х, р. п. Чаны Н овоси ­ бирской области». «Спасибо за кировскую гармонь! Э то —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2