Сибирские огни, 1988, № 10

аскусства. Только ли р азбуж енн ая память прошлых лет водила пером людей? А м ож ет, я тревога за будущ ее, извечные мечты н а­ родны е о ж изни лучшей? .Д а в а й т е почитаем еще. «Заварили вы каш у, а теперь давайте подум аем дальш е. Д ав ай те учиться плясать, петь общ ие народны е песни. М ож но и без водки отдыхать! В се в твоих руках, телеви­ дение. П усть начинают запевалы на экране — и вся Р оссия запоет! Э то очень важ н о, какими мы будем даль­ ш е — поднимется ли народное во всю ширь. Научимся петь красиво — и жизнь буд ет красивой и веселой. В . И . Землянский, г. О строгож ск В ор о­ неж ской области». «В душ е что-то дрогнет, запляш ет, когда слышишь народны х виртуозов на вашей пе­ редаче. Всякая музыка хорош а по-своему, но сейчас творится на эстр аде не поймешь что. Выйдет петь вроде бы человек, а блеет, как овечка, то зарычит, как тигр, то зарж ет, как лош адь. Ничего п одобн ого нет у исполните­ лей на гармониках. В р оде бы неказист пр ед­ мет, а сколько в себе несет звуков, порывов, и каких благородны х, человеческих. Сколько буд ет человек на зем ле — д о тех пор и гармонь б уд ет жить. М оя частушка: Пусть почаще передача Про гармонь в эфир пойдет— Много радости приносит, Прямо за сердце берет. С уваж ением А. С. Понарин и внук С та­ сик, г. Соликамск Пермской области». «Я не получила никакого музыкального образования, но с детства я в музыке. У нас у окон наличники отрывали — так много собиралось н ар оду послуш ать пение мами­ ных братьев. В одной из передач один гар­ монист сказал, что после его игры никто не брал в руки гармонь — вот какое чутье музыкальное было в народе! Д ум аю , и поче­ м у эти ж енщины -доярки не поют со сцены лучших концертных залов? Я ж а ж д у их ус­ лышать! П очем у н арод перестал петь вмес­ те? Вспомните, какими были когда-то перво­ майские праздники — по всем улицам до позднего вечера текла веселая людская тол­ па с песнями и плясками! А. С. К ондакова, г. Москва». «Ш ел 1947 год. Москва. Всем хотелось петь, делать д обр ое. И вот я со своей п одру­ гой соседкой Саней Горбачевой поехала в ГУМ. Уж очень ей хотелось на первые з а ­ работанны е деньги купить гармошку. И что­ бы меха были красные, в розах! Она хорош о играла на слух. Приехали. Глаза разбегаю тся. Выбрали сам ую красивую . И Саня, развернув гармош ­ ку, заиграла и запела на весь ГУМ. П о д х о ­ дил н арод, все подпевали и подплясывали. (Т огда столько народу, как сейчас, в ГУМе не было.) И чувствовали себя такими сча­ стливыми! . В вагоне метро Саня снова пела и игра­ ла. А люди улыбались одобрительно и то ­ ж е подпевали на весь вагон. И в автобусе она играла, и кругом были такие доволь­ ные, радостны е люди, будто это они гар- вяов ь купили! Д о ех а в д о своей остановки — а жили мы тогда в Крылатском, село было большое, на 60 0 дом ов,— Саня запела под гармонь на всю улицу. Помню, люди бросали дела, скотину, кучей беж али по селу и пели! Ц е ­ лое событие было! Д ев к а гармонь купила на первые деньги и поет! А стоила та гар ­ монь на те деньги 470 рублей. Тогда со би ­ рались у нас в Крылатском на «пятачке». Все! Т рудн ое было время, но очень веселое. Смешно сказать сейчас — но той гармонью Санькиной жили! У меня сын с 1951 года, часто с улыбкой просит: «Мам, расскажи, как вы в ГУМе и в метро под цветную гармош ­ ку пели». Я рассказываю , т ож е смеюсь, да вдруг ж алк о чего-то станет... Д в е моих частушки; Снова вспомнили гармошку. Как лихуью тройку. Под гармошку веселее Делать перестройку! Мы гармошку возродили Из далекой были, Поиграй нам и пропой. Парень из Сибири! Н, В. Сорокина, г. М осква». Н а одной из передач В. Ф. Боков сказал: «Уж е то, что столько писем о гармони пришло на ТВ ,— больш ое событие в куль­ турной жизни нашей страны. Это восполне­ ние того невнимания к гармони, того урона и обиды , которые были н езаслуж ен н о нане­ сены нестареющ ему н ародном у инструмен­ ту». Все это хорош о. «А что ж е плохо?» — спросите вы. Сразу не ответишь... М ож ет быть, глав­ ным образом огорчает то, что такие ограни­ ченные у нас возм ож ности. Я имею в виду творческую группу создателей передачи. Н е мож ем мы реализовать д а ж е десятой доли того, о чем заявляю т, кричат нам эти .п о ­ слания! Каких только мастеров и исполнителей не предлагаю т нам незнакомы е корреспонден­ ты! Просят пригласить их на передачу, п ослу­ шать, приехать съемочной группе в их' г о ­ род, село, кишлак, аул... Нам бы... А мы... Не мож ем по больш ому счету отклик­ нуться, подкинуть в топочку уголька, все­ мерно поддерж ать порыв этот! И вряд ли тут что-либо преувеличиваю! И ведь не по­ тому, что не хотим. В от я сейчас... К омандирован в М оскву на десять дней. За это время н адо смонтировать и озвучить большую новую п ередачу (уйдет львиная доля времени командировки). Запланиро­ вать, заложить все н еобходим ое для сл е­ дующ ей, что значит — предусмотреть сотни мелочей. Н е говоря уж о других творческих проблем ах, которые т ож е надо решить в М оскве именно в этот приезд... Где ж е взять время на поездк у по инте-. ресному письму? Н ет возм ож ности д а ж е пе­ реговоры заказать. Д а ж е просто ответить на письмо! ...О днаж ды , при знакомстве с почтой, я отобрал сотню писем, на которые, мне ка­ залось, необходим о срочно ответить. «Б уду бессовестнейшим типом, если не отвечу»,— говорил я себе. Хотите знать, чем все кончилось? Ничем! П олгода эта папка с письмами была руч­ ной кладью А эрофлота. То я прихватывал ее в Н овосибирск в н а деж д е на брешь в 'де- лах и засесть за ответы. То вез .опять в М оскву — вдруг там свободный д ен ек , вы­ п адет..,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2