Сибирские огни, 1988, № 10
...Н едавно выступал в Новосибирском профилактории автомобилистов «Искра». Одна женщина после выступления, отозвав меня в сторону, доверительно спросила: — Сознайтесь — невозм ож но ж е на теле видении без протеже? Правда же? И лицо ее сладко светилось ожиданием моего «Конечно!» А у меня вдруг всплыли в памяти все бессонницы и переживания, связанные с народным творчеством, и я буквально отшатнулся от собеседницы. — Н е было у меня никаких протеж е, — говорю. И чувствую — не верит. Как будто уд о б нее ей так. Только неприятный осадок от разговора остался. Ведущим меня сделали сами обстоятель ства и совершенно вне зависимости от мо их желаний. Просто мы с братом (а не сколько передач мы вели в дуэте с Алек сандром ) сделали попытку показать игру на гармони в то время, когда на ТВ про гармонь настолько забыли, что одно упоми нание о ней, один хороший разворот мехов все и решил. Вот что по этому поводу сказала в ин тервью «Известиям» главный редактор Главной редакции народного творчества ЦТ К. В. Анненкова: «Предыстория проста. Позвонили коллеги из Новосибирска. Ока зали, что записали неплохую передачу о гармони и гармонистах, вели ее братья Заволокины. Мы их знали, они принимали участие в некоторых наших прежних пере дачах. Попросили прислать запись, посмот рели, понравилось. Вызвали братьев в Москву. Посоветовались и решили пригла сить к участию в передаче и другие города. Р езонанс превзошел ожидания. П оследова ли второй, третий выпуск...» Сейчас, когда по прошествии времени анализирую, почему возник этот резонанс, причины хорош о понятны. Очевидно, давно, десятилетиями вызревало в народе ож и д а ние гармони, пера в возвращ ение ее... И взорвалось! И з писем на первую передачу «Играй, гармонь сибирская!»: «Мой сосед, живущий через стенку, так стучал по стене в этот вечер, что я с испу гом побеж ал к нему с вопросом: «Ч то слу чилось?» Он с радостью мне говорит: «Смо три — гармонь играет!» — и показывает на телевизор. П. Г. Некрутенко, г. О строгож ск В ор о нежской области». «...простые мужики с двухрядками выжа ли слезы... Утром прихож у на бригадную разнарядку, а мужики то тот, то другой спрашивают: «Вилисов, ты видел вечор пе редачу о гармонистах?» Ни о чем никогда так живо не отзывались, а тут... Вот как подействовало! Пусть ж е на Руси воскрес нет Русский дух! М. И. Вилисов, деревня Гари Кишертско- го района Пермской области». «В тот час так прикипел к телевизору, что про всю домашнюю работу забыл. Как это до слез здорово, жизненно, правдиво. К ороче говоря — даешь гармонь ! В, И. Степанов, с. Н абереж ное Каргат- ского района Новосибирской области». «Передача разворошила мурашиную коч ку, которая не тревожилась долгйе годы... Спасибо сибирякам, пробудившим от спяч ки гармонь! Н. И. Елехин, п. Б елоусовка Восточно- К азахстанской области». «Я гармошку никогда не любила. А се годня был случайно включен телевизор... Так понравилось, что плакала!.. Видимо, раньше мне не нравилась гар монь от того, что я ее слышала в каких-то бездушных руках. А здесь голос гармони вынес красоту людских душ в зрительный зал и расплескал по лицам... В се лица, как у влюбленных, как у детей, — пре красно! М ож ет, сибиряки — особый народ? Наталья Сергеева, г. Одесса». «У меня страшно болела голова! От этих чудо-гармошек прекратилась головная боль. Такая музыка лечит, нам не хватает ее! А. С. Маркович, Шахтинский плодосов- хоз Ростовской области». «Мы с муж ем прожили долгую жизнь — а я ни разу не видела его таким, как вчера у телевизора. Мы сидели зачарованные, и почему-то сами по себе из глаз лились слезы... Мы не знаем, что с нами происходило, только спать мы не могли чуть ли не до утра. Вопоминали жизнь: он — свою Си бирь, а я — Саратов. Вспоминали своих гармонистов, вдруг стали молодыми, вдруг наяву увидели родные края, услышали такие дорогие сердцу мелодии... Поверили, что продолж ает жить широкая, добрая на родная душ а! Емельяновы, село Фрунзенское Ошской области Киргизской ССР». «Слезы», «до слез», «плакала» — слова эти повторялись чуть ли не через письмо. Могли ли мы предвидеть такую реакцию, когда собирали гармонистов и готовили в общ ем -то вовсе не грустный концерт? Конечно, нет. Помнится, когда читал те первые письма, где-то в подсознании все время мелькало: «Как ж е разобраться теперь со всеми эти ми признаниями? Что делать-то? З ахл еб нуться ж е можно...» Считаю своим долгом прямо сейчас на звать имена наших земляков, участников того первого концерта гармонистов — главных виновников случившегося. Это ве тераны Великой Отечественной войны А. П. Шлюбченко, Н. И. Рахманов, П. А. Степанов, Л . Д . Б арабанов, А. И. Кащеев, М. М. Семенов, Е. Е. Молчанов, наш отец Д . 3 . Заволокин, ветераны труда Г. Ф. Бе.пов, А. Ф. Петров, школьник Д . Венци- меров... Н е могу не назвать такж е имя человека, который задолго д о этого события первым подал мысль о собрании гармонистов. При шел ко мне домой и оказал ту памятную фразу: «А давайте соберем съ езд гармони стов. Во грянем! Лично я пять игроков приведу...» Это был урож енец М ошковского района Новосибирской области Анатолий Иванович Ж ердев — шофер, гар.монист, мечтатель, беспокойный человек. Ж аль, рано ушел из жизни, так и не увидев свою мечту вопло щенной — всенародного праздника гармони.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2