Сибирские огни, 1988, № 10

лось», были и другие, с другим понимани­ ем, подходили и просили сыграть и пля­ сали, и д аж е классно плясали, но у меня на душ е остался тяжелый осадок. Я со СВОИМ баяном оказался в роли бедного родственника. Так это было непривычно и неприятно. На следующий день я уж е пришел без баяна. В. Казанцев, г. Барнаул». «Кто вырос с гармонью, с народными песнями, тот никогда, как бы ни склады ­ вались обстоятельства, не предаст Родину. В детские сады — народную песню и гармонь! А у ж потом — скачки и прыжки п од эстрадную музыку. С народных песен начинается Родина. Тогда не будет ни наркоманов, ни пьяниц. С уважением врач-педиатр Ф. М. Галимова, г. 'Таш­ кент». «98 процентов ребят, которые учатся в музыкальных школах по классу баяна аккордеона, после окончания говорят: «Не люблю баян». Спрашиваю: «Почему?». О т­ вет: «За четыре года меня научили разби ­ раться в нотной грамоте, но не играть». Вывод: ему так там вдалбливали ноты, что из-за них опротивел баян и пропал интерес. Н адо бы изменить методику обучения — к ж ивом у поближ е, к пляске, к песне! Б еседую с молодежью : — Вам нравится баян, гармонь, народ­ ные песни? — Нет. — А что вам нравится? — Зар убеж н ая эстрада. Это уж е, по-моему, из рук вон! И. Ф. Шевченко, г. М оздок Северо-Осе- тинской АССР». «Наша м олодеж ь добрая, хорошая. Ее только надо направить по правильному пути в искусстве, что пока слабо намеча­ ется. A. Г. Л ебедев, г. Москва». «Вспоминаю послевоенные базары , где в воскресенье гармонисты, баянисты, ак­ кордеонисты собирались в отдельные группы. Шла в полном смысле этого сл о­ ва демонстрация инструментов как по внешнему виду, так и по качеству звуча­ ния. Мы, тогда ещ е мальчишки, как загипно­ тизированные, слушали эти состязания. Покупатели ж е терялись в выборе гар­ моник, т. к. вопрос «Какую купить?» был для них сложнее, чем срубить сруб дома. B. И. Кадоркин, г. Краснодар». «Я бы хотел спросить у директоров музыкальных фабрик: когда они начнут свою перестройку, потому что сейчас вы­ пускают одни дрова. И директором надо ставить гармониста с фантазией, а не чурку. Почему я так пишу — потому что ни одной гармошки не поступило по д у ­ ше, а я их у ж е перекупил 15 штук. Сей­ час у меня тульская — и тож е никуда не годится. Раньше кустари делали хоро­ шие инструменты — а где их сейчас най­ ти, кустарей? А. М. Колчанов, г. Нерехта Костромской области». А вот это письмо хочется привести пол­ ностью, «Здравствуй, дорогая передача. Уваж ае­ мые братья Заволокины. Д орогие земляки. Д авно вы волнуете меня своей передачей. а вчера, 10 мая, просто взорвали мою д у ­ шу. И поплыла вся жизнь перед глазами. Вспомнилось все д о мелочей. Наше село Алтай, что в Шипуновоком районе Алтайского края, было небольшое. Всего дворов сто, но славилось оно своей веселостью и песнями. Бывало, выйдешь, заиграешь в гармонь, и вокруг тебя момен­ тально собирается хоровод. Была у меня гармонь двухрядная, рус­ ский строй. Д олго она служила мне и моим односельчанам. Д о войны и особенно во время войны. Ободряла людей, помогала им справлять свои маленькие и скоротечные радости, забывать хоть на минутку неутеш ­ ное горе. П осле войны она встречала своей музыкой воинов - победителей, уцелевших на фронте. В 1947 году меня призвали в армию. Ж изнь сложилась так, что после армии я не вернулся в родное село, и моя гармонь вместе с родственниками переехала в Кол- пашево Томской области. Когда я приез­ ж ал туда в отпуск, гармонь снова пела и будораж ила мою душ у, я называл ее п од­ ругой юности моей. В 1969 го ду гармони не стало, ее утеря­ ли. Я тосковал, как по любимому человеку. Потом вроде забы л о ней, а вы вдруг на­ помнили о гармони и о всей жизни. Теперь нашего села нет, оно переехало на цент­ ральную усадьбу. К огда я приезжаю в отпуск, прихож у на опустевш ее место родного села, снимаю шапку и низко кланяюсь своим землякам, хоть там никого и нет. И звучит во мне моя гармонь, навевая чувство скорби и волнения. И проходят передо мной лица дорогих и незабвенных односельчан, земля­ ков, С уваж ением В. Г. Прядкин, г. Минск». Н е знаю , кого как, лично меня очень трогают подобные откровения. И х сотни. Н е уверен д аж е, удастся ли в сравнитель­ но небольшом по объ ем у материале отр а­ зить весь этот могучий поэтический взлет человеческих чувств, все великое многого­ лосие зрительских взглядов, оценок, мне­ ний... А сейчас немного о другом. Как-то полу­ чил записку: «Это, наверное, единственный случай в истории ТВ, когда ведущий ц е­ лого цикла живет за три тыщи километров от столицы. Поделитесь, как это случилось». С аналогичными просьбами обратились то ­ варищ В. К. Волков из Москвы и семья Тищенко из Ярославля. Попытаюсь коротко рассказать, как я стал ведущим «Гармони». Как выяснилось на одной из творческих встреч, многие представляют себе это своеобразно. Дескать, приходит некто Геннадий Заво- локин, веселый и решительный, к какому- то начальнику на ТВ и говорит: «Я бы тут хотел у вас передачу открыть про гармо­ нистов, можно мне вести?» Начальник, по­ думав, соглашается и все чудненько. П о д ­ ключаются редакторы, операторы, передача путеш ествует по городам , ведущий пожи­ нает лавры известности и «фсё», как шутит в письмах В. Боков. Фсё, конечно ж е, иначе. Никакую пере­ дачу я вести никогда в жизни не собирался и к начальнику не ходил. «Судьба?» — ска­ ж ете вы, А почему бы и нет?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2