Сибирские огни, 1988, № 10
новлен памятник ж ертвам сталинского тер рора. Это, конечно, все западны е голоса на певают. От себя ск аж у — ломать такой памятник не пойду, но и не дам на его соор уж ен и е ни рубля». Х орош о, если челсшек имеет твердые идейные основы, но плохо, если это не ос новы, а догм а, не позволяющ ая рассм от реть время и помочь ему. «Н е дам на его сооруж ени е ни рубля» — как отнестись к этом у заявлению , к э т о м у— по одном у ещ е кругу!— предательству памяти невин ных жертв? Было выступление собственного коррес пондента еще одной центральной газеты, который представился присутствующим, как сын «врага народа». — Д а ,— сказал он,— мой отец был н еза конно репрессирован. П о зж е, когда наша семья получила документы о его полной реабилитации, мы поразились строке: «М есто смерти — РСФСР». Мой сын те перь занялся поисками докум ентов о деде и много интересного у ж е нашел. Н о С та лин — фигура неоднозначная, нельзя о нем писать ТАК. Я т ож е не дам ни рубля на памятник ж ертвам сталинского террора. Не н адо забы вать, что Сталин выиграл войну. Н е б у д у тратить м есто на рассуж дения по поводу фразы о выигравшем войну Ста лине — об этом достаточно убедительно писано в центральной прессе специалиста ми. Меня п ораж ает готовность моего кол леги к предательству. От него еще никто не потребовал этого, а он уж е предал па мять своего и без того оболганного, нес частного отца. И ведь не в первый раз! В свое время, когда отца арестовали, чело век этот уехал из родных мест, изменил ук раинские фамилию и отчество на русские, что и позволило п озж е и в комсомол всту пить, и в партию, и д о собственного кор респондента центральной газеты дорасти. Его сын собирает документы о дед е, сам ж е он не даст на увековечивание памяти погибш его в беззаконии отца ни рубля, во общ е считает ненужными не только нынеш нюю «антисталинскую» волну, но д аж е и решения XX съ езда КПСС — как это страшно и как ж аль это изломанное поко ление, которое д а ж е не видит стыда приз наться в этом! Собрание не см огло принять какой-либо мало-мальской вразумительной резолюции. В се ограничилось формулировкой «при нять к сведению ». Н а дел е это «к сведе нию» выглядело так: у меня сняли с эфира записанное у ж е телеинтервью на означен ную тему, а редактор «К узбасса» стал пе дантично вычеркивать из всех материалов слово «Сталин». Все дальнейшие публика ции о Норкине и Л убк ове были «похороне ны». Н е дож дал ось набора д а ж е письмо вдовы Бориса Осиповича. События те произошли д о того, как на торж ественном заседании, посвященном 70- летию Великого Октября, выступил и рас ставил все точки над «и» Михаил С ергее вич Горбачев — но и после этого ничего не изменилось, все запреты остались в силе. Потом была статья в «Советской России»— запретители облегченно вздохнули: «Ну, слава богу. Мы так и думали — мало ли чего н адо и -можно наговорить в празднич ной речи, но слова одно, а дело соверш ен но иное». Потянулись печально известные «три недели застоя». И вот, как гарантия верности и выверенности партийного рук о водства курсом на дем ократизацию , р едак ционная статья «Правды » «Принципы пе рестройки: революционность мышления и действий». Уж теперь-то вроде все ясно, как белый день. В се ясно, но... запреты ж и вы. И х никто вслух не произносит, но ни кто и не дает команды «Вперед!». А без команды мы действовать не привычны — это как раз и показали со всей горькой очевидностью «три недели застоя». З а т о не ж д у т команды силы торм ож ения. Н акануне Д н я П обеды в этом году, как это было и всегда, в школы пошли ветераны . Они рассказывали о своей фронтовой би ог рафии — дел о нуж ное, но как расценить то, что многие из них — есть соверш енно конкретные примеры — пошли к п одр ост кам для того, чтобы реабилитировать С та лина. Д л я этого они использовали статью Нины Андреевой — прямо читали из нее выдержки. Н ам еренно или случайно была выбрана аудитория, которая по специфике своей не полемизирует, а лишь внимает? Случайно ли, что эти люди пошли именно к м ол оде жи? Отравленные сем ена хотят бросить в пашню, которой плодоносить уж е завтра. И что-то не довелось слышать, чтобы хоть в одной школе остановили такого «пропа гандиста», чтобы эти факты взволновали хотя бы один отдел пропаганды хотя бы одного райкома партии. П р обуж ден и е исторического сам осозн а ния тормозится на м естах своекорыстными интересами. Лю бопы тно посмотреть на то, как отмечаются юбилеи городов К узбасса. Если судить по огромным цифрам (имею в виду высоту в м етр ах), которые, как пра вило, встречают гостя на в ъ езде в тот или иной кузбасский город, то м ож ет слож ить ся впечатление, что на месте богатейш его бассейна ещ е пятьдесят лет н а з а д ' была пустыня. Городам К узбасса официально исполня ется двадцать, тридцать, пятьдесят, ну сам ое большое, сем ьдесят лет. Д есять лет назад, когда отмечали ш естидесятилетие областном у центру — К ем ерову,— город ской совет ВООПИК развернул выставку, рассказывающую об истории города. С гор дыми интонациями посетителям втолковы валось — К ем ерово молод. Формально ошибки нет. И на самом дел е К ем ерово (в то время Щ егловск) стал официально го родом в мае 1918 года, но ведь уж е в 1701 году в географическом атласе Сибири тобольского картографа и географ а Семена Ульяновича Р ем езова на «Ч ертеж е земли Томского города» указана деревня Щ егло- во «при впадении в Томь Безымянной (ны не Искитимки.— Б. С.) речки». И именно в границах теперешнего Кемерова в 1721 году русский рудознатец М ихайло Волков нашел «горюч камень, который если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет», то есть именно отсюда пошел К убасс как т а ковой. «Омолаживаю т» наши города люди, ко торым не хочется иметь лишних хлопот, они подкладывают под это мощ ную псев- допатриотическую базу. К огда обсуж дал и , какую д а т у отмечать славному городу Н о вокузнецку, то все решило мнение о д н б г о -'' единственного, но зато весьма авторитеТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2