Сибирские огни, 1988, № 10
□ЧЕРН И ПУБЛИЦИСТИНА Борис СИНЯВСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ Э то воспоминание относится к пери оду, когда я работал первым сек ретарем Заводского райкома ВЛКСМ Кемерова. Закончилось бюро по приему в комсо мол. Вновь принятых пригласили в зал с тем, чтобы перед вручением билетов, на ко торых еще высыхала черная тушь, погово рить «по душ ам», т. е. провести то, что сейчас принято называть неформальной бе седой. В числе прочих затронута была тема граж данской войны — как-никак один из орденов на знамени комсомола выкован в ее горниле. Разговора, однако, не получи лось. Едва мы шагнули в глубь истории Родины на пятьдесят с небольшим лет, как комсомольцы наши начали блуждать, слов но в темном, непроглядном лесу. Ни одно го имени, ни одной даты, ни одного факта не могли они вспомнить! — Н еуж то ни единого героя граж дан ской войны не знаете? После тягостного молчания один из присутствующих несме л о тянет: — Павка... Кщ)чагин... Н евероятно? Д а , но факт. Н о почему ж е так произошло? Ведь мы вроде патриотами воспитываемся с малых ногтей, и слова «мама», «папа» учимся выговаривать о д новременно со словом Ленин. Ведь каждый из нас в подростковом возрасте читал и пе речитывал книги о пионерах-героях. Ответ ственно могу сказать, по крайней мере, за свое поколение, поколение сорокалетних, которое в детстве мечтало быть похожим на Чапаева, Л азо, Котовского, Пархоменко. Что ж е изменилось? Во всяком случае, не содерж ание, так сказать, официального патриотического вос питания молодежи. Посмотрите планы рай комов комсомола, увидите, сколь много внимания уделяется этому вопросу. П ож а луй, что д аж е и больше, чем в годы моей комсомольской юности. По крайней мере, если судить по числу пунктов в планах и по количеству знаков в цифрах отчетности о проделанной работе. И ведь там — в планах и отчетах — не одна «липа». И на самом деле, тысячи маль чишек и девчонок занимаются поисковой работой, стоят в карауле почета у Вечного огня, но ведь рядом с этим — неловкое молчание на беседе в райкоме комсомола. Это не самостоятельная проблема, а лишь ветвь большого дерева, один из мно гочисленных корней которого — безразличие к собственной родословной, к биографии своей семьи. Крупнейший знаток ис тории нашей национальной культуры ака демик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал так: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, о с тавленную в саду, который они возделы ва ли, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он их не любит... он, как правило, равнодушен к своей стране...» Вот о фотографиях родителей и речь. В одном из номеров «Друж бы народов» д о велось мне натолкнуться на интересный очерк о роде эстонских крестьян Эннеров. В 80-х годах прошлого века учитель Ханс Эйнер создал «Фамильную хронику рода Эйнеров», которая продолж ает писаться и д о сей поры. История рода (заметить на д о еще раз — не дворянского, а самого нас тоящего крестьянского) прослеж ена с 1683 года. Ныне «Фамильная хроника...» представ ляет собой рукописную книгу форматом «ин фолио», превосходно оформленную . В ней перечислены источники, из которых чер пались сведения об Эйнерах — архивы, церковные книги, научные труды, газетные и журнальные публикации. «Хроника» не просто перечисление — кто, когда и от ко го родился и на ком женился, это свод под робных социальных, этнографических, эк о номических сведений, по которым можно судить о самых стародавних временах. Эй- неры постарались найти своих соплеменни ков по всему Советскому Союзу. В 1934 году состоялась первая конферен ция представителей рода, было основано Общество рода, принят устав. В 1936 году утвержден герб, а чуть п озж е и знамя. Те перь конференции стали традицией, на них съезж аю тся Эйнеры со всего Сою за, про слушивают информацию, которую удалось собрать за прошедшее время, чтят память павших в Великой Отечественной войне, посещают и приводят в порядок могилы умерших Эйиеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2