Сибирские огни, 1988, № 8

тетрадь с записями частушек, побасок, песен. 'Гак по сей день и продол­ жается наша переписка. . Анна Титовна человек скромный. Живет в селе Чистоозерное, в не­ большой комнатке, что называется, на «подселении». Всю жизнь прора­ ботала в артели для инвалидов. И вот недавно побывал я у н€е в гостях. Была и рабочей, и заведуюшей этой артелью,— вспоминает Анна Титовна,—Молодость в лихое военное время прошла. В тяжелых усло­ виях шили мы для бойцов фронта шинели, гимнастерки, рукавицы... Долго еше беседовали мы с Анной Титовной. Она была растрогана нашей встречей. Достала мои письма, поздравительные открытки, фото­ графии, книжки с частушками, пластинки. — Как вам с соседями-то живется?—поинтересовался я у Анны Титовны. — Привыкла уже. Но бывает и беспокойно, у них сейчас ребенок ма­ ленький появился. — А квартиру не обешают? ~ Трудно у нас в Чистоозерке с жильем, мало строят... Но обешают. Лет через семь, может, дадут. Помру, не доживу,—засмеялась она невесело. '"'• В комнате у Анны Титовны тепло, уютно. По радио передают Пер­ вый концерт Чайковского. Номер 1 7 звучит,— радостно и возбужденно вскрикнула Анна Ти­ товна. — Это Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром,— попытался объяснить я ей. — У меня он под номером 1 7 значится. Анна Титовна достала из шкафчика обыкновенную ученическую те­ традку, раскрыла ее и ткнула пальцем в список, где под этим номером почерком Анны Титовны, действительно, было написано: «1-й фортепи­ анный концерт Чайковского». И дальше по списку — у меня зарябило в глазах: «Н Паганини — Кампанелла», «В. Моцарт — Рондо», «Брамс — ^мфония № 4 , ми.-минор», «Шостакович, Рахманинов, Глинка, Равель Последним, под номером 4 0 , числился Г. Свиридов — Метель». Боже мой! не выдержал я.— И это вы все знаете и слушаете? — Очень люблю слушать. Я, может, мало кого понимаю, но слушать люблю. Красотиша-то какая!.. — А тетрадь вам для чего? — Забуду кого, посмотрю в тетрадь — пальцем веду по порядку, а, вот они что играют.^. Вспомню. Мне многие удивляются, что в семьдесят лет я такой музыкой увлекаюсь. А я вот увлекаюсь, и все. Удивился, сознаюсь, и я. И порадовался за Анну Титовну — не обо­ шла ее музыка, созданная гениями, затронула сердце этой простой, ми- лои сельской женшины. Поэтому-то, наверное, и дано ей по-настояшему любить и ценить народное творчество, которым она так шедро подели­ лась с нами. Все в жизни имеет свои истоки и свои вершины, и все вза­ имосвязано... в т о ДАЛЕКОЕ ВРЕМЯ Записываю в городе Каргасок Томской области частушки. Край своеобразный: северный, обской, таежный. «Карга» — медведь, «сок» — ^1С по-остяцки. Вот и переводится Каргасок как «медвежий мыс». Живут в Каргаске и русские, и остяки. В основном, рыбаки и охотники, лесозаготовители и речники. Частушки и те здесь резко отличаются: Васюгански девки мелки, По кедрам лазят, как белки. Но это не белочки — Аккуратны девочки! Я на речке жила, Бочки трафаретила. Одна бочка уплыла — За нее ответила.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2