Сибирские огни, 1988, № 8

не без усердной помощи митрополита Макария, он почерпнул первые и самые впечатляющие мысли о божественной природе царской власти, здесь нашел идею самодержавства и беспредельности воли государя, уяснив со всей силой своей могучей страсти их священное триединство и нерасторжимость, подобные триединству и нерасторжимости святой троицы. Тут, в этой книге, были истоки его незыблемой веры в великую предопределенность своих путей, которыми он шел, попирая все — и пра­ вое и неправое,— тут были истоки его вседозволенности и святой убеж­ денности в неподсудности ничему земному, ибо преизощренная эта скри­ жаль торжественно провозглашала: «От бога дана бысть держава вам. Вас бо бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес, милость и живот положи у вас». Тут были истоки еще очень многого, тут было начало начал! Теперь все это уже вызрело в нем, окрепло, заматерело, соединившись с его собственным — еще более непомерным и воинствующим, но он до сих пор не расставался с этой книгой. Федька Басманов, выжидательно стоявший за спиной Висковатого, тихо окликнул Ивана. Тот будто и вправду очнулся: неподвижные глаза его дрогнули, он всхмурил брови, глухо сказал: — Поди прочь, Басман. Федька, обиженно сопнув, убрался из шатра. Почитать хотел...— Иван положил руку на книгу, помедлил, насто­ рожив ухо, словно опасался, что Федька будет подслушивать.— Да не чтется. Что же так, государь? — спросил Висковатый, чувствуя под серд­ цем холодную пустоту. Так бывало всегда, когда он не знал, зачем Иван призывает его.— Книга прискучила иль иное?.. Нешто книга сия может прискучить?! — возмутился Иван, словно Висковатый усомнился в каких-то его личных достоинствах.— Книга сия!.. Он взял книгу двумя руками, торжественно приподнял. Слова уже ничего не могли добавить к этому, и он, измерив дьяка презритель­ но-вялым взглядом, бережно опустил книгу на стол.— Неужто не читал ты ее, что безлепицу таковую глаголешь? — Не довелось, государь. Не довелось? — Взгляд Ивана стал напряженней, острей, вялость исчезла, и презрительность, в которой была немалая доля снисходитель­ ности, сменилась холодной отчужденностью.— Да и не станешь читать... Знаю. Как тебе стать читать книгу столь ревностного гонителя еретиков, коли ты сам еретик? Куда мне, государь? — улыбнулся Висковатый, стараясь отшутить- Знать бы свои дела, которые на меня положены, да не разронять списков. Вот-вот! Не позабыл выговор митрополита. Я також помню, за что на тебя святой собор епитимью наложил. За то, что о святых иконах сом­ нение имел и вопил, возмущая народ. ; и за то також... Но более всего за то, что нарушил правило ше­ стого вселенского собора, возбраняющее простым людям принимать на себя учительский сан,— подсказал Висковатый, не оставляя шутливого тона, хотя уже не шутил, а скрыто дерзил, правда, целя не прямо в Ива­ на, но и не мимо. А за то тебя пуще следовало покарать, бо уж больно любишь ты всех поучать. Почал с попов, а уж подбираешься ко мне. Иван сказал это со злым ехидством и явным намерением нанести Висковатому удар почувствительней, но, сделав это, сразу же и понял, что перестарался, перегнул палку. Напоминать о их недавнем недобром разговоре, а тем более возвращаться к нему он совсем не собирался и не хотел вновь разругаться с дьяком. Глаза его, только что злорадно пялив­ шиеся на Висковатого, чуть ли не виновато вильнули в сторону: он явно РУгиУДЛебя.Р душе за,с|ою,зад^да^и^9:^^^нс^,испра№^^ ничего не захо­ тел, предоставив дьяку самому выбираться из этого положения. 52.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2