Сибирские огни, 1988, № 8
Боярин не питал надежды чем-то задобрить или подкупить дьяка и не стремился к этому: Висковатый был неподкупен, и ни серебро, ни шубы, ни соболя не заставили бы его составить для Сицкого чин, которо го ИИ он, ни его дочь не заслуживали. Просить дьяка, уповая на его доб росердечность, тоже было бесполезно; он не был добрячком. Наоборот был суров и непреклонен, даже беспощаден, особенно в делах службы, потому что стремился быть справедливым, а справедливость — это чаще кнут, чем пряник. Зная все это, Сицкий намерился подойти к дьяку совсем с иной сторо ны: соблазнить, подкупить его собственным расположением. Ведь он, Сицкий,— глава особой думы, созданной Иваном при царевичах, и, стало быть, главный опекун, ежели... И дьяк, конечно, как и все иные, не мос- жет не думать об этом и не приискивать себе новой опоры, на случай этого ежели. Что злато, что серебро, что шубы, шелка, бархаты? Для мудрого вся эта рухлядь — ничто! Иное деле — человеческое расположение! Дружбу и участливость не купишь ни за какие деньги. А земное счастье перемен чиво: сегодня ты на коне, а завтра сброшен долу, в прах, в гной, и кто тебя поднимет оттуда, как не тот, кто облагодетельствован тобой. Так думал Сицкий, нисколько не сомневаясь, что Висковатый, со своим умом и прозорливостью, не станет пренебрегать его благорасположением. Он был неглуп, Сицкий, и понимал людей, но понимал ровно настолько, на сколько понимал самого себя, и потому мерил всех на свой аршин. А той меры, которая могла бы быть приложима к Висковатому, он не знал, и не подозревал даже, что она существует, и не поверил бы в нее, осознай каким-то образом ее истинную величину и сущность, и потому сейчас — с презрением, поняв, что не возьмет дьяка своими ласками, а после — в злорадстве, когда свершится над дьяком лютая воля царя, он будет ду мать, что дьяк просто ошалел от свалившегося на него счастья, положив себе слишком высокую меру и слишком высоко оценив себя. Что же обижаешь меня, Иван Михалыч?— Сицкий не стал скры вать своего неудовольствия холодным отказом Висковатого. Его малень кое, бабье лицо даже слегка ощупло, стянутое, как завязкой, надменно обиженными губами. — Да чем же, Василий Андреевич? — Гнушаешься моим приглашением. А я веди с добром к тебе... Не гнушаюсь, Василий Андреевич. Стерегусь... Как бы не сказали ненароком, не к чести твоей, что улащиваешь ты меня. Пошто мне тебя улащивать-то, дьяк Иван? Мы с тобой — как небо и земля! То верно, Василий Андреевич. И вон, у окоёма, земля с небом смыкается, да с виду токмо... А поди на то место, позри — ан и тамо они первозданно разъяты. Из царского шатра высунулся Федька Басманов, властно позвал: — Дьяк Иван! Цесарь кличет! Иван сидел на невысоком лежаке, покрытом белой, татарской выдел ки, кошмой, был угрюм, отрешен. Руки, сплетенные на груди, тяжело от тягивали ему плечи, и он казался вялым, безвольным, подавленным, по корно ждущим чего-то или уже отчаявшимся дождаться. На вошедшего Висковатого не обратил никакого внимания, не глянул, даже не пошеве лился,— так и остался сидеть, безвольно, угрюмо сгорбленный, но с на пряженно вскинутой головой, которая одна и не покорилась этой тяже лой истоме, одолевшей его тело. Перед ним стоял небольшой, низенький столик с круглой столешни цей, отделанной тонкими резными пластинами из бивня моржа, на сто лешнице— книга, Висковатый знал эту книгу, он и прежде не раз видел ее у Ивана. Это был «Просветитель» Иосифа Санина, знаменитого вождя иосифлян. После священного писания и патерика ' книга неистового во- лоцкого игумена была наиболее читаема и почитаема Иваном. Отсюда, ' П а т е р и к ( о т е ч н и к ) — сборник к тти й русских святых'.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2