Сибирские огни, 1988, № 8
вать как человек, знавший многих из числа героев Рясенцева. «Формулы для меня не... партитура. Отнюдь!» — говорит один из собеседников Рясенцева, и нам становится из одной фра зы понятна принадлежность героя к про- Г ссии, к определенному роду мышления, как кратко и выразительно охарактеризо- ван человек всего лишь одним штрихом: «В 1960 году мы с Яновоким получили но вые квартиры в одном доме. Я переехал на сутки раньше, а утром следующего дня по надобилось наведаться к нему на старую квартиру. Комната была завалена упако ванными вещами, предметами обстановки, книгами. Примостившись к одному из высо ких^ ящиков, сидя на каком-то тюке, Янов ский... работал! В ожидании задержавших ся грузчиков. — А что же прикажешь мне — терять по их милости время? А если они еще час не приедут?!» Сам одержимый постоянно рождавшими ся идеями, Рясенцев ценит это в окружаю щих. Ему безразлично — насколько пре стижно имя того или иного актера, писате ля. Он, например, очень высоко оценивал творчество Петра Воронина. Не за масшта бы его дарования, но за волю, за удиви тельную стойкость духа, помогавшего это му писателю, инвалиду войны, превозмо гать многочисленные операции головного мозга и вновь и вновь возвращаться к пи сательскому труду. Однажды Рясенцев уст- роил своими силами (!) юбилей целому театру. Случилось, что скромный областной передвижной театр Новосибирска не полу чил разрешения отметить свой юбилей — не круглая дата! Рясенцев не согласился с этим и под видом рецензии на очередную премьеру выступил со статьей, где расска зал о творческом пути театра и его веду щих актеров. «Юбилей» состоялся! Рясен цев любил искать и поднимать на щит все истинно талантливое, яркое, самобытное. При этом он совершенно игнорировал усто явшееся мнение, ему ничего не говорили ни громкие имена, ни пышные звания,— истин ным критерием художественного значения созданного образа, спектакля, произведе ния литературы он считал только талант, направленный на прославление добра и че ловечности. «Сибирь... Что за богатый край, что за мощный край!» — не устает повторять вслед за своими любимыми героями Рясен цев. И логически приходит к выводу: «Сама Сибирь — ее местные актеры и музыканты, ее зрители, ее собственные культурные тра диции и, конечно, ее могучая индустриаль ная поступь, атмосфера непрерывного сози дания,— сама Сибирь обогатила посланцев Ленинграда. Обогатила идейно, психологи чески и эстетически». Эти слова — не поза и не пустая риторика, но глубоко выношен ная мысль, многократно подтвержденная делами неистового ленинградца-сибиряка Бориса Рясенцева. Я БАЛАНДИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2