Сибирские огни, 1988, № 8
1 сьт идеальный, активнейший зритель, о ко тором вспоминают, когда говорят о фено мене — з р и т е л ь с к и й т а л а н т . За свою активную зрительскую жизнь Рясенцев прожил жизнь сотен персонажей, побывал в шкуре актеров самых различ ных школ и направлений. Свое умение ви деть роль и талант, ее воплощающий, он распространил на людей, его окружавших, на литературных героев и на авторов книг. Его подсказки сюжетных ходов, компози ционных построений всегда (почти всегда) охотно принимались авторами, потому что Рясенцев умел в о п л о щ а т ь с я и в ге роев произведения, и в автора, их творя щего; он как бы изнутри голосом, жестами, повадками персонажей звал писателя быть верным логике жизни. Он всегда раство рялся в своих героях, отдавая им весь пыл своего сердца, но при этом сам рос как лич ность, как художник-гражданин. В Новосибирске Рясенцев оказался мо розными ноябрьскими днями 1942 года, когда после тяжелого ранения, с трудом передвигавшийся, был признан ограниченно годным второй степени и в ожидании но вой перекомиссии вынужден был искать ра боту «на гражданке». Начал он с должно сти администратора еще недостроенного Оперного театра, где, однако, уже прово дились концерты филармонии и в одной из будущих лож читались лекции для студен тов театрального института (будущего ЛГИТМиКа). В городе оказалось очень много ленин градцев. Не считая промышленных пред приятий, здесь находились ленинградский театр имени Пушкина, филармония со сво им знаменитым симфоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского и Курта Зандерлинга, Новый ТЮЗ, часть сокровищ Эрмитажа. Недаром говаривалось в те годы: «В Обь вливается Нева». А если учесть, что новосибирцы во время войны были хранителями полотен и скульптур Третьяковки, что здесь базировался джаз- оркестр Леонида Утесова, работал чудес ный кукольный театр Сергея Образцова, то можно согласиться с шуткой одного из ру ководителей Ленинградской консерватории И. И. Соллертинского: «Парадокс истории сделал в годы войны Новосибирск сибир скими Афинами античных времен». Искусствоведу и начинающему литерато ру Борису Рясенцеву было где развернуть ся. Выступления в газетах с рецензиями привлекли к нему внимание знаменитого собирателя литературных сил Сибири Сав вы Елизаровича Кожевникова, и Рясенцев на долгие годы становится сотрудником ре дакции «Сибирских огней». Его талант ре дактора получил признание прежде всего у писателей, с которыми он работал; об их теплых воспоминаниях в адрес придирчи вого критика-помощника говорят десятки надписей на дарственных книгах, которые мне доводилось видеть на заветной полке у Рясенцева. В своей книге Борис Константи нович как бы подводит итоги мыслям о ро ли литературного редактора. Это очень цен ные наблюдения. «Редактирование художественной лите ратуры! Как важно и как трудно проникнуть не только в сердцевину замысла автора, но и в мир его художественных приемов, в цель (и целесообразность!) именно такой ком позиции материала, в его индивидуальную стилевую манеру (предполагается, что она есть!), в его интонацию, а порой и в то, что ее искажает, уяснить: задуманы ли повто ры какого-либо слова, выражения, сюжет ного хода, несет ли это смысловую нагруз ку либо «прошмыгнуло» в текст случайно и незаметно для автора». Во имя отыскания совместно с автором той позиции, которая борется, работает на торжество коммуни стических идеалов, редактор каждый раз должен быть увлечен художественной ин дивидуальностью и м е н н о э т о г о авто ра, жить его творческими пристрастиями, посильно помогать ему развивать и обога щать рукопись, исходя из е г о художест венного видения. При этом Рясенцев счита ет возможным отказатся от совместной ра боты с тем автором, чья творческая манера эстетически противопоказана редактору. В иных же случаях (что также сугубо инди видуально) «работает иная мысль»: сопро тивление редактора тренирует творческую мускулатуру автора. Рясенцев всей своей сущностью как ник то другой подходил к роли редактора. Хо тя и признавался с грустью: «Почти не-' возмоцсно было утром вспомнить точно, на какой мысли я засну... Но думал-то я ночью опять не о своей статье или рецен зии, а о чужом романе. Не самая в личном плане перспективная из бессонниц...». Да, редактура — это самоотречение. От этого никуда не уйдешь. Хотя и в качестве кри-. тика Рясенцев оставил в Сибири заметный след. Самой характерной чертой Рясенцева — театрального критика я бы назвал тот факт, что актеры и режиссеры его ничуть не бОялись. Когда он сидел в зрительном зале и, расхохотавшись от души, вдруг на чинал в полутьме что-то лихорадочно запи сывать в свой блокнот, никто не сомневал ся, что за этой акцией не последует крити-. ческий разнос, придирки по мелочам, что совместным с театром исканием истины бу дет его очередная статья. «Неистовым любителем музыки» называл себя в шутку Рясенцев. Хотя он и отделял себя этим названием от профессионального музыковеда, но относился к музыке на столько серьезно, понимал ее настолько глубоко, что осмеливался даже на равных беседовать о композиторах и исполнителях с с а м и м Соллертинским! Его музыкаль ные впечатления, образцы которых мы на ходим в книге, представляют собой «на плывы воспоминаний без уловимых ассо циаций, без осознанных поводов, иногда без связи друг с другом, вперехлест». И вот это умение воспринимать музыку как нечто, возносящееся над словом, над логи ческими категориями, Рясенцев передает п о э т и ч е с к и м и средствами, ритмом фраз, ассоциативным рядом «вперехлест». Книга густо заселена многочисленными знакомцами и друзьями автора. Портрет ные зарисовки чередуются широко воспро изводимыми диалогами. Конечно, это не стенограмма, но манера высказываний, характерные речевые обороты, любимые словечки, интонационнная окраска, психо логический настрой собеседников переданы живо и точно. Это я могу за свидетельств о-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2