Сибирские огни, 1988, № 8
бесьющадным к хитрым козням ловких ку лаков». Центрадьное место в книге отведено двум поэмам Павла Чегат-Строева «Мудрый бо гатырь» и «Кара-Корум». Последняя поэ ма эпическое сказание о становлении Советской власти, о борьбе с буржуазными националистами, пытавшимися отделить Алтай от Советской России. Она заканчи вается героическим зимним походом через Теректинский хребет отряда особого на значения под командованием Ивана Д ол гих. В результате этого похода была лик видирована банда подъесаула Кайгородова. Все основные события в этом произведе нии даны правдиво, есть лишь одна «воль ность»; И учредил у езд К олчак. К ара-К орум его н азв ал . Колчак тут ни при чем. Кара-Корум был затеян крупными алтайскими баями, су мевшими в своих интересах поставить во главе этого самостийного «правительства» широко известного алтайца-художника, но недалекого в политике Чорос-Гуркина. Но каракорумцы ратовали за отделение Алтая от России и Гуркин на какое-то время был брошен в колчаковскую тюрьму. Об этом сложном времени читатели нашего ж урна ла уже знают из романа Ивана Кудинова «Переворот». В конце книги обстоятельное «Слово о предтечах», написанное Бронтоем Велюро вым с глубоким проникновением в эпоху зарождения алтайской письменной литера туры. Лишь с одним утверждением автора нельзя согласиться. Он пишет, что имена зачинателей алтайской литературы «чита телю, и не только русскоязычному, неиз вестны даж е понаслышке». Нет, эти имена были известны и русскоязычному читате лю. Так, в 1934 году имя Михаила Чевалко- ва было названо на краевом съезде писате лей в моем докладе «Литература советской Ойротии». Этот доклад был опубликован в шестом номере нашего журнала за тот же год. А в книге Л. П. Потапова «Очерки по истории алтайцев», выпущенной издатель ством Академии наук СССР в 1953 году, Михаилу Чевалкову отведено два абзаца. Павел Александрович Чегат-Строев был участником названного выше краевого съезда писателей в Новосибирске. К тому времени краевым издательством был опуб ликован второй, исправленный и дополнен ный, вариант его поэмы «Кара-Корум» Этот вариант я использовал для доклада, в котором был отмечен творческий рост одаренного поэта. Творчество трех поэтов, к сожалению, было предано забвению в го ды культа личности. Теперь их имена вос становлены для новых поколений читате лей. И в переводах на русский язык их про изведения звучат впервые. В этом ценность книги о трех зачинателях алтайской худо жественной литературы. Афжаеий КОПТЕЛОВ Геннадий Падерин. Избранное. Новоси бирское кн. изд-во, 1987. В нынешнем потоке критических, обличи тельных; так называемых проблемных, очеркоа-' как-то Затерялась, стушевалась другая, не менее необходимая ипостась очеркистики; популяризаторская, просвети тельская, исследующая прогрессивные свер шения в разных областях нашей действи тельности. Именно этой, второй, ипостаси соответствует в высокой степени талант Геннадия Падерина. В своих очерках, вошедших в «Избран ное», он рассказывает об археологических изысканиях академика А. П. Окладникова, доказавшего, что не только знаменитое Двуречье Тигра и Ефрата, но и Централь ная Азия была • прародиной человечества, об академике Д . К- Беляеве, который фун даментальную науку генетику прочно свя зал с практикой, выведя улучшенные поро- ды животных и сорта растений, о разработ ке академической наукой математических методов краткосрочных прогнозов погоды и об уникальном синоптике А. В. Д ь я кове, который разработал собственные методы долгосрочных прогнозов. А так. же о многих друГЙх завоеваниях ума,, пытливости, научной самоотверженности рассказывают нам очерки Г. Падерина. Рассказ он ведет о наших современниках, о тех, кто на нашем веку, на наших глазах, обогащает цивилизацию, раздвигает грани цы познания. Это очень важно в наше время, потому что более или менее полный взгляд на сов ременность возможен лишь при том усло вии, когда разрушение устарелого и вред ного сочетается с отбором и накоплением прогрессивного и полезного. Г. Падерин — очеркист высокого класса, вероятно, один из самых заметных популя ризаторов науки в советской очеркистике, наряду с Василием Песковым, Ярославом Головановым, Юрием Сенкевичем. А в смысле художественной формы, ее отто ченности и мастерства, я бы отдал ему предпочтение. Изобретательно закрученный сюжет, ведущий читателя от загадочного посыла до полной ясности в конце, интонация сво бодной беседы, привлекательно сдобренной юмором, дотошное, подробность за под робностью, раскрытие сложной научной те мы, которая в итоге становится совершенно понятной даж е для неискушенного читате ля,— вот черты падеринского стиля, его своеобразие. И вместе с тем, в ходе повест вования, слагается живой, выразительный портрет героя того или иного очерка, носи теля научной идеи. Г. Падерин умеет увлечь читателя с пер вой же фразы. Например, невозможно уже оторваться от чтения, когда прочитаешь т а кое вот начало очерка «Ловец ураганов»; «На исходе дня 20 сентября 1966 года в посольство Кубы в Москве поступила теле грамма: «Из Темиртау Кемеровской. Дорогие то варищи, имею честь предупредить вас опа сности появления очень сильного урагана Карибском море конце третьей декады сен тября. Начальник метеостанции Горной Шории Дьяков». Работники посольства были озадачены: что это — шутка или предвидение ученого?» В самом деле, какая могла быть связь между безвестным жителем безвестного по селка в Кузбассе и ураганом у берегов Ку бы? Но, тем не менее, 28 сентября такой ураган разразился. Нет нужды излагать - ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2