Сибирские огни, 1988, № 8
переезд, несмотря на дорожные трудности и обремененность семейными заботами. Гу ляев использовал для научных целей. Во все Время своего полуторамесячного путешест вия из Петербурга в Барнаул Степан Ива нович вел дневник. Кроме обычных дорож ных впечатлений, он заносил в дневник «нужные сведения о промышленности и тор говле по сделанному мне (т. е. Гуляеву,— Ю. Т.) поручению». Это поручение исходи ло, видимо, от_ научных обществ и периоди ческих изданий, интересующихся развитием местных производительных сил. В Барнауле Степан Иванович Гуляев по лучает место советника отделения частных золотых промыслов Алтайского горного правления. Развертывается в полную силу его науч ная деятельность, естественно-научные инте ресы реализуются в различных проектах и предложениях, способствующих развитию местной промышленности. По-прежнему со бирает Степан Иванович фольклорный и эт нографический материал, значительно рас ширяет сеть корреспондентов и информа торов. Самым большим итогом его собира тельской деятельности явились уникальные записи бытовавшего в Сибири русского ге роического эпоса. Сам Гуляев с крайней щепетильностью обосновывал свои корреспонденции, обяза тельно указывая на их соответствие программам научных обществ и периодиче ских изданий. Показательно в этом смыс ле его письмо редактору «Отечественных записок», опубликованное в журнале и от крывающее первую статью Степана Ивано вича: «...вы обещали нам... изображать... жизнь^ нашего отечества — его быт, общест венный и частный, его успехи в науках, ис кусствах и промышленности, труды прави тельства и содействие частных лиц в раз витии народного образования, пояснять темные места в нашей истории, раскрывать перед нами домашнее наше житье-бытье в повести, в очерках нравов и обычаев, в преданиях, песнях и пословицах — словом сроднить русских с родною Русью изучени ем ее исторической и настоящей жизни...» Выполняя подвижническую работу по собиранию устного народного творчества, Гуляев понимал срочность этой работы: «Мне желательно было бы,— писал он в Ге ографическое общество,— собрать это доро гое народное достояние, пока не уничто женное цивилизациею, представляющее бо гатый материал для будущих гениальных композиторов». Сам исследователь не раз подчеркивал, что целью его изысканий и опытов является «извлечение пользы в общежитии». Многие естественно-научные труды Степана Ивано вича были^ направлены на уничтожение иностранной монополии на различные изде лия и полезные ископаемые, на поиск более экономичных и дешевых материалов. Почти всю нужную информацию он полу чил через добровольных своих помощниКов- корреспондентов, работающих, как прави ло, по его заданию. А сеть корреспондентов ученого была достаточно обширной, по со циальному положению — разнообразной: крестьяне, разночинцы, священники, сель ская интеллигенция. К чести Гуляева, надо заметить, что он никогда не приписывал себе ту работу, ко торую выполняли корреспонденты и добро вольные помощники. Именно на Алтае Гуляев ощутил общест венную необходимость своей подвижниче ской деятельности, и беспокоила его более всего нехватка времени. «Материалов здесь находится много, что я и не знаю, достанет ли времени на ознакомление с ними»,— пи сал он в письме к Срезневскому. Однако времени «доставало» на очень многое — прекрасные записи фольклора, в том числе героических былин киевского цикла, собирание этнографического мате риала, включая ставшее классическим опи сание русской крестьянской свадьбы, мас леницы, десячжи старопечатных книг и руко писей, собранных у старообрядцев, а среди них — редчайший список «Сказания о Ма маевом побоище», редкая же книга «Топо графия Козьмы Индикоплова» с семьюде сятью миниатюрами,— и все это богатство Гуляев безвозмездно передавал Публичной библиотеке в Петербург. В области естественных наук в активе сибирского ученого — изобретение способа окраски овчинных тулупов в черный цвет (знаменитые «барнаулки»), создание ново го типа свинцовой пули (результат осмыс ления русских неудач в Крымской войне), акклиматизация нетрадиционных для Сиби ри растений и деревьев, пчеловодство и т. д. 14 мая 1888 года С. И. Гуляев умер. Тот же Словцов вспоминал: «Накануне вечером он сидел в гостях у сына: увлекшись разго вором, в 9 часов, он вдруг спохватился: «Надо торопиться домой, меня ждет паци ент!» Он в это время лечил крестьян от р ев матизма смесью осинового дегтя с мине ральным маслом. На другой день после смерти, когда С. И. Гуляев лежал на столе, один из пациентов-крестьян принес на гю- минание души 50 коп., считая себя должни ком за излечение». ...Именем Гуляева названа одна из улиц Барнаула, о нем рассказывают в местном краеведческом музее. И все же мы в долгу перед памятью бескорыстного ученого-сиби- ряка: нет научной биографии; остается еще ждать издания прекрасных фольклор ных записей, собранных им; до сих пор не восстановлен его приоритет в некоторых естественно-научных открытиях. Один чи новник однажды написал ему: «Дай бог Вам пожить и дать мне нравственное по учение». Думается, и мы могли бы брать уроки нравственности у Степана Ивановича Гуляева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2