Сибирские огни, 1988, № 8
рошо знавший ученого лично, замечает, что Степан Иванович «делается ревност ным собирателем народных былин, песен, сказок; подмечает варианты русских на певов, варианты в тексте; начинает разби раться — какие песни и напевы откуда занесены. Все это вносит он в свои запис ные книжки». Свидетельство биографа чрезвычайно важно, ибо в современной фольклористике бытует мнение, что Гуля ев при публикации не останавливался пе ред искажением текстов в русле господ ствующего тогда славянофильского подхо да к фольклору, согласно которому каж дая конкретная запись былины или истори ческой песни рассматривалась как матери ал для построения древнего «первотекста». Многочисленные аргументы, в том числе — исходящие от самого фольклориста, так же, как сопоставление полевых записей и публикуемых ученым текстов, заставляют усомниться в верности такого утвержде ния. Во всяком случае, редакторская прав ка Гуляева, если она и имела место, вызы валась, скорее, «техническими» причинами лакунами в тексте, явными «несообраз ностями» в речи сказителя, нежели методо логическими соображениями. Ученый часто подчеркивал, что та или иная песня «списана с буквальной точ ностью со слов» или «с голоса» сказителя. И это очень важное признание, поскольку позволяет отождествить гуляевскую мето дику полевой записи фольклора с передо вой для науки середины XIX в. фонетиче ской записью, которую пропагандировал, к примеру, фольклорист-демократ П. И. Якушкин, будущий знакомый Гуляева... Родина С. И. Гуляева — село Алейское — своим появлением обязано серебропла вильному заводу, возле которого оно и возникло в 70-е годы XVIII столетия. Бли зость к народу, во многом крестьянский образ жизни были характерной чертой семьи Гуляевых. Именно в детские годы закладывается интерес Степана Ивановича к русской народной песне, обрядам, сказ кам. Особенно сильное впечатление на будущего этнографа оказали «помочи», традиционный способ крестьянской взаимо выручки, которые нередко организовыва лись в доме Гуляевых. «Помочане и помо- чанки, — вспоминал ученый,— по оконча нии работы возвращались домой, одева лись в цветное платье и собирались у хо зяйки, угощались за приготовленными уже столами... после ужина начиналась пляска под скрипку... пляска сменялась «круговы ми» (хороводными) или обрядовыми песня ми, и так продолжалось до утра...». Детские впечатления явились той осно вой, на которой сложился Гуляев — этно граф и фольклорист. В предисловии к статье «О сибирских круговых песнях» Степан Иванович писал: «Проведя юность в Западной Сибири, моей родине, я сохра нил в памяти те явления ее жизни, кото рым способнее был сочувствовать. Как помню, так и передаю их вам, но помню верно...». А по поводу своей обширной ра- , боты «Этнографические очерки Южной ^Сибири» он отмечал: «Статья эта, заклю- -эчавшая описание свадебных обрядов, на родные песни, заговоры знахарей и сло варь, была составлена из воспоминаний отроческих и юношеских лет и материалов. присылавшихся в Петербург с разными лицами...». Эти материалы, однако, прихо дилось добывать с большим трудом; то, о чем умолчал Гуляев в своей статье, вос станавливается по его переписке. В марте 1839 года, ободренный успехом первой публикации, он пишет матери: «Теперь, лю безная маменька, прошу Вас покорнейше об исполнении моего давнего желания; «старины». Самое верное и лучшее средство попросить об этих песнях, заклинаниях и проч. Василия Степановича Трубачева и Ивана Степановича Лушникова, моих ста рых товарищей, такж е и Александра Ми хайловича Мангазеева, я с ним об этом уж е говорил». С этих пор слово «старина» в переписке Гуляева обозначает разнооб разные жанры фольклора и этнографиче ский материал. Но дело с присылкой «ста рины» налаживалось медленно, и спустя несколько месяцев Степан Иванович напо минает: «Вы, любезная маменька, не испол нили просьбы моей о песнях, а я уже на печатал в «Отечественных Записках» и статью о сибирских песнях. Прошу Вас на помнить Александру Михайловичу Манга- зееву о его обещании, он хотел собрать для меня кой-какие древние песни». Далее следует важное признание Гуляева; «Я хо чу пуститься в литературу. Виноваты буде те, если я не успею познакомить читате лей «Отечественных записок» со стариною, причиною будете Вы1». И, наконец, по следний аргумент, чтобы расшевелить ро дителей: «Обещают за статьи и деньги!» Усилия не пропали даром: благодаря при сланным из Сибири ценнейшим записям русского фольклора и этнографическим описаниям, Гуляев публикует крупную ис торико-этнографическую статью «Алтай ские каменщики» (1845 г.) и знаменитые «Этнографические очерки Южной Сибири» (1848 г.). Умение мобилизовать для научного по иска людей, чаще всего к нему не готовых, выдвигает Гуляева в число незаурядных организаторов провинциальной науки прошлого столетия. Слово «провинциаль ная» в данном случае не носит никакого оценочного оттенка, оно, скорее, определя ет жесткие условия работы ученых, разоб щенных между собой и удаленных от науч ных центров на огромные расстояния, к тому же плохо обеспеченных специальной литературой и необходимой естественно научной базой. Отметим пока только одну черту Гуляева — организатора научного поиска: его умение разговаривать с к аж дым из многочисленных своих корреспон дентов (а среди них были люди самого разного социального положения — крестья не, купцы, свящеиники, губернаторы.) на его языке. Узнав однажды, что знакомый крестьянин. Семен Никитович Казанцев о т правляется в горы на поиск руд, Гуляев попросил его обращать внимание на мине ральные ключи. «Так как Казанцев,— пи шет Степан Иванович,— не понимал значе ние слова «минеральный», то, напомнив ему известную всему русскому народу сказку о Иване-царевиче, который, отыски вая Жар-птицу, похищавшую яблоки в саду его отца, ездил за живою водою в Индий ское царство,— сказал шутливо, что эта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2