Сибирские огни, 1988, № 8
Меня могут упрекнуть в закоснелом зд р а вомыслии, но я на звание сумасшедшего и не претендую. Вышеприведенный кусок, на мой взгляд, один из самых содержательных. Весь рассказ, к сожалению, в доказательст во привести не могу, поэтому любопытст вующих отсылаю непосредственно к перво му номеру «Урала» и прошу обратить осо бое внимание на эту вещицу. Вдруг все же кто-нибудь поймет, о чем это и к чему. Разве что пародия на популярный некогда жанр заметок фенолога,— но тогда зачем такая длинная? Д а, кстати, обратили внимание: эта вещь не связана с нашей проблематикой. Правда, она вообще ни с какой не связана. Тут, ви димо, придется оговорить вопрос соотноше ния формы и содержания, и без цитаты не обойтись. Причем, не обязательно даж е ци тировать Добролюбова или других ревде- мократов, можно и эстетов, к примеру, Ж ан-П оля Сартра: «В прозе эстетическое удовольствие в чистом виде возможно лишь тогда, когда оно дополняет все остальное. Поневоле краснеешь, напоминая столь про стые истины, но, кажется, сегодня их осно вательно позабыли... Мне известно, что Жи- роду как-то сказал: «Единственная зад а ча — найти свой стиль, идея придет позд нее». Он оказался не прав, идея так и не пришла». Существует и другая точка зрения, но я придерживаюсь именно этой и потому по зволю себе не искать смысл там, где его ни когда не было. Вот в поэзии форма может быть и значи мее содержания. Но и там внутреннее един ство слов может обеспечить лишь значение. Совсем не обязательно прямое значение, но хоть какое-нибудь. А без него... Можно, конечно, восхищаться элегантной, как балан сировка на канате, игрой с ритмом Александ ра Липовецкого («Речь повседневности меж «как живешь» и...»), безукоризненностью отделки шуток Владислава Дрожащих («(Зосиски» на прогулке») и Аркадия За- стырца («Нафталин»), замысловатостью «Стихов для огненнокрылого пса» Ильи Кор' мильцева. И родословная богатая налицо: от обернутое до так называемых метамета- фористов, и размах поиска впечатляет. Но холодно как-то все и ни к чему. Куда больше трогают те стихи, где сквозь построения интеллектуальных кроссвордов проступает живое чувство: «Я в сотый раз объясняю...» того же Александра Липовец кого, цикл «Соберемся на рыжем припеке...» Виталия Кальпиди, «Нам ли, брат, с тобою горевать...» Александра Калужского. Не буду приводить цитат: парой выдерну тых строчек ничего не объяснишь, тут нужен отдельный большой разговор. Интереснее выяснить причины самого явления в целом: откуда вдруг взялась потребность в таком причудливом взгляде на мир? О том, что не «вдруг», красноречиво сви детельствуют даты жизни авторов номе р а — Сергея Борисова (1952— 1978) и В. Ф. Гаврилова (1948— 1982), а на вопрос «от куда?» косвенно отвечает увлекательней шая, по размаху совсем новомировская эко номическая статья Сергея Андреева «Причи ны и следствия». Она носит характерный подзаголовок: «Что происходило с нами за последние тридцать пять лет, что происходит сейчас и чего следует ожидать в будущем». Тщатель но проанализировав причины невыполнения всех постановлений партии и правительст ва в области экономики, автор пришел к вы воду, что «на уровне реализации основные идеи теряют первоначальный облик и начи нают выступать в искаженном виде». Поче му? Они былй рассчитаны на то, что их станут выполнять, иной вариант во внима ние не принимался Условия же, вынуждаю щие человека (предприятие, отрасль) рабо тать хорошо, созданы не были, упор делал ся на совесть, а это — категория неэкономи ческая. Затем автор описал механизм торможе ния, «каким образом решения правительст ва, попав в руки огромного отряда управ ленцев, претерпевают ряд метаморфоз, ко торые и делают в конечном итоге невозмож ным исполнение этих решений». Есть в этой работе и любопытные выводы, и прогноз, ’и варианты решения проблемы. Не имеет смысла подробно пересказывать всю статью, хотя и хочется,— такое надо читать не в изложении. Да и не по профи лю материал, к новым формам не имеет ни какого отношения, написан так просто и ясно, что, боюсь, по иронии судьбы он будет самым читаемым в номере. Нам важнее понять, что состояние дел в экономике не могло не отражаться и на ду ховной жизни страны, хотя, конечно, и не впрямую. В идеологии откликнулись те же противоречия, что раздирали экономику. «Мы посеяли зубы дракона,— отмечает С. Андреев,— вырастили молодежь, воспи танную на нашем неприятии высоких истин, теперь вот поднимаются всходы и дают горькие плоды». А чтобы окончательно расставить точки над « 1 », необходимо обратить внимание на рассказ Андрея Козлова «Воробьевы». Эта, небольшая по размерам и местами довольно неуклюжая по исполнению, карикатура д а ет своеобразный ключ ко всему номеру. Здесь единственный раз появляются в нату ральную величину антиподы авторов номе ра — чета провинциальных деятелей куль туры Воробьевых. «Иван Иванович рано понял: главное — выбрать точный путь и остановиться. И с тех пор он слагал стихи о родных просто рах, о трудовом народе, о дымных заво дах», в чем, естественно, преуспел вместе со своей супругой. Вот она, точка отталкивания. От этого образа мышления наши авторы отказались, не желая иметь ничего общего с мировоз зрением Воробьевых. А дальше, дальше на чалось самое главное. «Открылась бездна, звезд полна». Они оказались голенькими пе ред мирозданием, перед пропастью мгновен но возникших вопросов, без спасительного привычного мировоззренческого флера. И тут они повели себя по-разному. Одни принялись искать выход из бездны, строить новое мировоззрение. Отсюда и тя га к глобальным вопросам,— они замахива ются на вечность, меньшим удовлетворяться не желают. Другие сочли самодостаточной силу от талкивания и принялись воспевать глубину открывшейся бездны, а также собственный священный ужас, вызванный взглядом в эту бездну.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2