Сибирские огни, 1988, № 8
в самого себя, в свои скромные возможности раскрыть, обрести этот смысл. Конфликт здесь между глубоким, страстным желани ем найти точку опоры в этом мире и сомни тельностью лиэбой попытки достичь этого. Но надежда все же не покидает Валенти на, она-то и есть та одна-единственная ниточка, «та прекрасная тайна, которая одна делает нашу жизнь такой дорогой и необходимой нам». И ведь вот парадокс: когда возникла не обходимость вмешаться в судьбу брата, «а вместе с ним, может быть, и всего чело вечества», Валентин пошел на смерть, почти не задумываясь: «Он вполне сознавал неисполнимость, безумность своего намере ния... Но он не мог, не способен был оста ваться в стороне». Такой конец сперва кажется каким-то не очень убедительным, натянутым, но по трез вом размышлении приходишь к выводу, что в нем есть своя логика. Человек, мучительно переживший отсутствие твердой почвы под ногами, с облегчением обретает веру, пока завшуюся ему истинной, и идет до конца, если, конечно, искания его были искренни и цинизм не разъел душу до основания. Что делать человеку, когда жизнь его не одухотворена никакой идеей, старые кумиры превратились в идолов, а новых еще нет, когда человек оставлен один на один с веч ностью и ворохом своих проблем, до кото рых вечности нет никакого дела, когда са мому приходится увязывать концы с нача лами, а мозг человеческий не в силах вме стить весь этот хаос, все эти немыслимые противоречия, да еще и нет надежной ни точки, которая вывела бы к истине? Что делать, когда нет веры, а есть лишь смутное ощущение, что человеком оставаться все же надо? Пожалуй, выход один: довериться этому ощущению. Довериться, не обращая внимания на услужливые доводы рассудка о том, что человечность всяк понимает по- своему. Рассудок тоже не стоит обожествлять, им надо владеть, а не ему во всем слепо под чиняться. Там же, где рассудок оказывает ся бессильным, человеку приходится пола гаться на непознанную пока глубинную че ловеческую сущность, ту трудноопредели мую словами силу человечности, руководст вуясь которой, можно перейти бездонные пропасти антиномий, не рискуя впасть в полный релятивизм... С повестью Крашенинникова в своей главной мысли очень созвучен рассказ или, скорее, небольшая повесть Владимира Пи- рожникова «Пять тысяч слов». На обшем фоне разгула модернизма она выделяется тем, что написана вполне реали стически, так что приверженцы этого мето да, читая журнал, могут отдохнуть тут ду шой и глазом. Некоторых, правда, может немного смутить время и место действия. Дело в том, что это — лирическое повест вование о последних днях жизни историка Сыма Цяня, жившего во втором веке до нашей эры. Но проблемы предельно совре менные. ■Почему их нужно ставить именно на т а ком материале? Ну, во-первых, а почему бы и нет?! А во-вторых... Да, впрочем, «во-вто- ры?;» и не требуется, достаточно этого, на МОЙ! взгляд, весьма убедительного довода. Что ж тут сделаешь, если отца китайской истории волновали вопросы, актуальные и сегодня? Уже на склоне лет, написав свой главный труд, прославивший его имя в ве ках Сыма Цянь, по гипотезе автора, вновь и вновь возвращался к противоречию между «малым знанием и великим» и никак не мог сформулировать свое отношение к это му противоречию. Он знал: есть малые прикладные истины — однодневки, и есть мудрость древних, мудрость ста философских школ, в част ности, великое учение даосов о том, что любая истина относительна, сторонником которого был Сыма Цянь. Его огорчало то, что люди, в большинст ве своем, недальновидны, слепо верят авто ритетам и не могут видеть вещь в ее един стве, довольствуются малым знанием, не желая признавать великого. «Стоило ему, придворному историографу, назвать силу силой, как те, кто внимал ему, переставали видеть в силе слабость». А ведь назавтра эта слабость могла выступить на передний план, и отношение к ней — как к силе — принесло бы великие бедствия. Особенно удручало великого историка, что один лишь поверхностный смысл явлений видели и правители его страны, в том числе, теперешний император У Ди. Сыма Цяню так и не удалось донести до него всей глубины человеческой мудрости. Но больше всего тяготило душу историо графа даж е не это, а то, что он сам, обладая великим знанием и прекрасно понимая всю тщетность собственных поступков, все же вновь и вновь вступал в спор с императором, рискуя жизнью. Впрочем, так поступал не он один, даж е великий Л ао Цзы, учивший: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает», перед. смертью вдруг написал книгу «Дао дэ цзин» в пять тысяч слов, в которой и доказывал, и вступал в борьбу вопреки своему же учению. И лишь тогда обрел покой Сыма Цянь, когда сумел облечь свою мысль в слова: «Желание добра, живущее в человеческом сердце, оказывается сильнее горькой муд рости, в соответствии с которой самым пра вильным способом жить оказывается недея ние. Человек, покуда он жив, не может не действовать, даже зная, что все его средст ва, будучи несовершенными, не ведут к успеху... Воистину велик тот, кто, имея лишь тупой резец и кривой молоток, муже ственно пробивается сквозь каменную твердь к сердцевине мироздания». Нет, это вовсе не попытка спрятаться от современности в глубинах истории, не уход в сторону. Скорее уж, взгляд со стороны, в данном случае, со стороны Востока, но именно потому, что иногда со стороны ока зывается виднее. В то же время и от соблазна осовреме нить своих героев автор удержался, сумев сохранить ощущение достоверности, на сколько это вообще возможно при описании событий более чем двухтысячелетней д ав ности. Основное внимание он сосредоточил на духовном мире великого историка, его отношениях со своим временем и вечными истинами. Надо сказать, Сыма Цянь в изображении Пирожникова выглядит намного симпатич нее современных героев, вынужденных ре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2