Сибирские огни, 1988, № 8
на слуху у всесоюзного читателя. Все авто ры в основном свои, уральские, из Сверд ловска да из Перми, к тому же, большей частью, молодежь. И, тем не менее, не обратить внимание трудно. Бросается в глаза уже само оформление журнала, необычные принципы верстки: то колонка текста идет, как и положено, свер ху вниз, а то вдруг слева направо — от корешка к обрезу, так что журнал все вре мя поворачивать приходится. Эксперимен тальный номер, называется. Ах, чтоб вас, невольно думаешь, все бы вам не как у людей! Ну, это ладно, это для эпатаж а, для пу щей важности, для привлечения публики, наконец, а что же внутри, каково содержа ние? Оно, скажу сразу, оформлению вполне соответствует. Там такие изыски, что я, са дясь писать, с трудом подавил острое же лание изъясняться столь же витиевато или хотя бы положить лист бумаги поперек и писать наискось. Раньше принято было начинать подоб ные обзоры с разбора характеров героев, но я этого делать не буду, причем даже не из стремления к витиеватости, а по той простой причине, что далеко не во всякой веши этого странного номера встречаются не только характеры, но и сами герои. Вме- сто этого я для начала попытаюсь набро сать общую атмосферу, дать образ всего номера, заодно определив, что в нем осо бенного и чем он отличается от других. Первое, что бьет по нервам, — это скон центрированное чувство страха во всех его разновидностях, насквозь пронизывающее большинство страниц. Страха—то скрытого, затаенного, то выраженного напрямую: «Какой же кошмар был в душе этого мате рого, задубевшего в институтских схватках мужика, если он решился на самоубийст во...», «ужас перед бесцельностью сущест вования...», «мы и копошимся-то единствен но, чтобы прогнать кошмар бессмысленно сти и бесплодия жизни...» (А. Крашенинни. ков); «Меня разбудил животный страх...» (О. Хандусь); «Страх сопровождал чело века...», «в безумстве, задыхающемся отчая нии и безумстве бежит он за набирающим скорость поездом...», «ужас точного времени пронзил его...», «человек сжался от стра ха...» (А. Иванченко). Цитирование можно длить и длить Это своеобразный крик: «О нас забыли!» — то, что раньше старательно притушевывалось, приглаживалось, замазы валось либо вовсе не просачивалось в пе чать, а тут вот выплеснулось в первоздан ном виде, да так, что через край. Поневоле думаешь: а не в противовес ли прежней розовощекой жизнерадостности мо лодежной прозы в этот номер втиснулось такое количество страха одновременно, сколько и в природе-то сразу не бывает? Но это уже издержки издательской полити ки. В жизни-то, в отличие от литературы, все распределяется куда более равномерно, потому и удивления не вызывает, а в жур налах все как-то полосами. Видимо, по той же причине под одной об ложкой собралось изрядное количество про изведений, больше смахивающих на всякого рода литературные манифесты. Каждый из авторов считал своим долгом поэпатировать закосневшую, по его мнению, публику и начинал непременно с вызова. Что-нибудь вроде такого: «Мое дело простое, вставил листок бумаги в к а р е т у и давай бегать пальчиками по клавишам, авось что-нибудь да выбегаешь». Появись каж дая из этих вещей на обыч ном, неэкспериментальном, фоне, и она вы зывала бы адекватную реакцию, но читать три д е с я т а манифестов подряд, да еще иллюстрированных манифестами же, — с непривычки, согласитесь, это чересчур уто мительно. Непривычно и многое другое: конфликты — душевные, а еще чаще — духовные; сю жеты — в большинстве своем едва просле живаемые. Одним словом, не зря главный редактор «Урала» В. Лукьянин в обращении к читателям упомянул о новых «формах выражения художественных идей». Формы, действительно, необычны. Остается пока зать их своеобразие и оценить идеи. Для этого нужно познакомиться с некоторыми вещами поближе... Мир повести Александра Крашениннико ва «Одна-единственная» — страшный, аб сурдный, сошедший со страниц братьев Стругацких «мрачного» периода и поздних экзистенциалистов. Мир этот полон противоречий, которые не поддаются осмыслению, не связываются воедино, никак не укладываются в голове молодого ученого Валентина, главного ге роя повести. Абсурдность окружающей ж из ни назойливо лезет ему в глаза; «На углу Татищева и Лермонтова какой-то тип, вполне прилично одетый, мочился в урну»; «Было стыдно и за обстановку; тощие де рюжные нары, дощатый, давно не скоблен ный пол, картинка из журнала «Ситуация»: чей-то крупный голый зад, может быть, вовсе и не женский»; «Левая подошва у него проносилась, виден был черный от гря зи носок». Это далеко не самые эпатирующие стоп- кадры повести, я просто пытаюсь передать авторский принцип отбора деталей для создания соответствующей атмосферы. Вот, кажется, наиболее характерный пассаж: «Как сладко пахнет мир в начале июня!.. Радостна даж е вонь сгнившей в овраге со баки». Все это нагромождение абсурда, приправленное для запаху малой толикой фантастики, понадобилось Крашенинникову для того, чтобы ярче оттенить разброд в мыслях своего героя. Валентин не может найти себе места В этом мире, мечется в поисках смысла, при глядывается к окружающим. Все они живут по-разному. Чета махровых обывателей Куз нецовых. когда-то ученых, а теперь дачни ков, пережидает в своем погребе возмож ный конец света. Человек с не очень изящ ной фамилией Высранцев под именем Саш ки Чемодана старательно душит в себе р а зум, «развивается в дурака», стремясь к дешевой славе прорицателя. Спорщики Баев и Раздолбаев без устали разглаголь ствуют на любые темы, пытаясь переспо рить друг друга, но не было еще случая, чтобы они пришли к согласию. Все это ка жется Валентину ненужной суетой. Наст роение — впору вешаться, и тем не менее, «он любит эту отвратительную, больную жизнь». Это — отчаянное одиночество человека, потерявшего веру даж е не в высшую ре-, альность, не в пресловутый смысл жизни,, а'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2