Сибирские огни, 1988, № 8

Олег КОРОСТЕЛЕВ ОДИН НА ОДИН С ВЕЧНОСТЬЮ Размышления над первым, экспериментальным, номером журнала «Урал» за 1988 год Л егко раньше было следить за текущей литературой. Если появилось где- нибудь что-то мало-мальски любо, пытное. чаще всего по теме, значит, нужно похвалить автора за то, что именно ему дозволили произнести в печати ту истину, о которой вся страна говорит за обедом,— стало быть, заслужил. Заметить такое про­ изведение было нетрудно: на мертвенно бледном фоне журнальной литературы оно издалека бросалось в глаза. Теперь — не то, теперь другая беда — не знаешь, за какой журнал вперед хва­ таться. Особенно сбили всех с толку про­ шлогодние публикации. Количеством своим, ну и, так сказать, качеством. Больше всего у литературоведов неприятностей: и с тер. минами путаница началась, и к какому де­ сятилетию платоновский «Котлован» припи­ сать — непонятно. Раньше все было ясно: тот — не принявший революции, этот — впоследствии примкнувший, а вон того — вообще не существует. Но теперь же — черт знает что, не поймешь, где хорошо, где плохо. А 1988 год новых забот подкинул: «Октябрь» роман Гроссмана печатает, «Но­ вый мир» — «Доктора Живаго», а непу- бликовавшийся ранее роман Кафки появил­ ся даже в двух журналах одновременно: в «Неве» и в «Иностранной литературе». Все это в одних первых номерах, причем не только центральных журналов. Открыва. ешь наугад «Литературный Киргизстан» — там натыкаешься на булгаковские «Рсыко- вые яйца». И все вещи одна другой старше, нижнего предела, кажется, вообще нет. Замятин, скому роману «Мы», что идет в «Знамени», — семьдесят лет, а вон «Москва» начала публиковать «Историю» Карамзина, так тут уж не на десятилетия, а на века счи­ тать приходится. Поток таких публикаций, вопреки ожида­ ниям, не уменьшается, а скорее, наоборот, ширится. Скептики выражали надежду, что он года через три иссякнет, но это — вряд ли. Не думаю. Семьдесят лет писать, да вдруг за три года все и напечатать? И, потом, многие, ныне живущие, писа­ тели принялись жаловаться, что их не пе. читают (журналы-то не резиновые, а изда. вать еще вон сколько требуется!). Надо думать, года через три, когда эти писатели прочно займут свое место в славной когор­ те «непечатаемых», дойдет и до них оче. редь. Так и пойдет. А что, чем плохо? Л и . тература у нас на три года от жизни отста­ нет? Так раньше она еще больше отставала, а ведь жили же. Так что это — уже про­ гресс. Ну, а кроме этих публикаций, что сегодня больше всего читается в журналах? Во- первых, конечно, публицистика, подмявшая под себя практически все остальные жанры. Затем — извечные, сугубо литераторские, коллективные письма, склоки, обиды и се. тования на то, что кто-то чего-то не то на. печатал, а кто-то кого-то печатать не стал. В последнее время этот жанр необычайно расцвел и, судя по всему, вызывает боль, шой интерес у искушенного читателя. А собственно литература сейчас где-то на четвертом плане. Журналам, похоже, не до нее стало. Их тоже можно понять: хозрас. чет, конъюнктура рынка, борьба за чита­ теля... Нельзя сказать, чтоб проблема текущей литературы никого не волновала, проблема как раз очень даже волнует, споры о ней идут беспрерывно, но вот сама текущая ли. тература, увы, волнует куда меньше, о кон­ кретных произведениях как-то не очень спорят, все больше о проблеме в целом но­ ровят. Вот попробуйте из нынешних журналов выделить один, дающий лучшие произве. дения текущей литературы. Вряд ли полу­ чится, все по-своему хороши. Нет, один номер все-таки выделяется. Причем, что самое удивительное, не центрального жур. нала, а вполне провинциального, хотя и «толстого», и всеми уважаемого. Речь идет о первом номере журнала «Урал». Это, казалось бы, что нужно сделать, что­ бы на нынешнем общежурнальном фоне за ­ говорили не об очередной публикации, а о номере в целом, номере как явлении?! А от первого номера «Урала» именно такое впе­ чатление остается. Не то чтобы он всех пе- рещеголял остротой запрещенных ранее произведений. Нет, Солженицына в нем по­ ка что не печатают. В номере вообще нет ни одного из гех громких имен, что сейчас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2