Сибирские огни, 1988, № 8
1 руз накопившихся «лавалов» в архитек туре, о которых говорит Ф. Новиков, а если Отказаться от эвфемизмов,— кризисное со стояние архитектуры и градостроительства определили температуру проходивших в истекшем году съездов зодчих — российско го и союзного, где специалистам частично удалось «спустить пар». Оба форума (съез ды, впрочем, проходили во всех союзных республиках) подтвердили низкую эффек тивность организационной конструкции на шей архитектурной практики. Обновление коснулось не только руководства творче ского союза зодчих, но и самих институтов государственного управления областью, ко торую Ф. Новиков называет жизнезодчест- вом. На переломе, называемом Ф. Новиковым точкой разрыва, видимо, очень важно вни мательно рассмотреть и оценить все основ ные точки роста. Это необходимо сделать уже для того хотя бы, чтобы подойти к оче редному перелому без лакого тяжелого гру за издержек — и эстетических, и социаль ных. Конструктивное начало очерка Ф. Новико ва видится мне как раз в том, что зодчий пытается это сделать, привлекая внимание читателя к довольно широкому кругу твор ческих проблем рукотворного мира архитек туры... Когда говорят, что публицистика и очер кистика явились разведчиками острейших социальных, экономических, политических и нравственных проблем, то имеют в виду прежде всего широту интересов цеха и уме ние выделить определенные общественные аномалии. Оба этих качества отнюдь не ро дились на нынешнем общественном перело ме. Хотя и верно замечено, что как раз сей час созданы условия наибольшего благо приятствования для цеха. И мастера жанра воспользовались ими достойно. И даже по делились своим арсеналом с сопредельными территориями литературы и искусства. Грех публицистичности, об этом свидетельствова ла критика недавнего времени, поставлен в вину многим представителям изящной сло весности. А театральный режиссер Андрей Гончаров даже пишет о том, что в поисках художественной правды пора отказаться от соблазна публицистического эффекта. И все же... Не могу согласиться с оценкой Ал. Михайлова, прозвучавшей на собрании московской писательской организации «Взгляд на литературу» («Книжное обозре ние», 29 января 1988 г.). Признавая добле сти жанра, руководитель московских лите раторов попрекнул его тем, что это — вскрытие верхнего слоя аномалий. Потому что-де публицистика, пользуясь возможно стями гласности, в благородном стремлении как можно скорее преодолеть период застоя в народном хозяйстве, в социальной сфере, слабо учитывает человеческий фактор. А ли тература — счел необходимым напомнить критик,— это человековедение. И здесь Ал. Михайлову вроде бы и возразить нечем... И все же инвектива эта. похоже,— не по адресу. Когда В. Выжутович («Дружба народов», 1986, № 6 ) исследует положение дел в эрго номике, те парадоксы, что вызваны к жизни поточной технологией («...поток обуживает л и ч ь ш ето , м е ш а л ей осуществить сеоя само стоятельно и полнокровно»); когда В. Селю нин отваживается вступить в спор с акаде миком А. Аганбегяном о принятых темпах нашего экономического роста («Советская Россия», 5 января 1988 г.), а Г. Лисичкин («Знамя», 1987, № 7) возвращается к пе чально известному делу председателя кол хоза Снимщикова или исследует философию социальной справедливости, предлагаемую социологом В. Роговиным («Дружба наро дов», 1988, № 1),— не о человеке ли разго вор? Конечно, внимательный читатель не мог не обнаружить и некоторых сдвигов, чисто предметных, да и тематических, в публици стике. Вот, скажем, многолетний авангард — «деревенщики» — едва ли не оказался в аутсайдерах. Временных, нужно полагать. И только потому, вероятно, что обществен ное внимание по необходимости увлекли проблемы «самоедской» экономики (термин Ю. Черниченко). И этот вдруг обострив шийся (вдруг ли?) общественный интерес едва ли нужно объяснить специально. !!ЙЯ 1 Я и здесь заметно некоторое «перестроение». Отто Лацис, к примеру, в этой изменив шейся картине, отмечает некоторое охлаж дение конкретно-экономических споров, их отход на задний план нашей публицистики. Зато, по его наблюдению, как никогда, актуальными становятся споры социально- политические. «Добрую четверть века наша публицисти ка пыталась выполнять непосильную для нее задачу; конструировать рациональный хозяйственный механизм. Обстановка гласности в корне изменила ситуацию, а июньский Пленум, приняв ос новные документы реформы, снял саму проблему. Публицистика возвращается к своему прямому делу; показывать общест ву картину его собственной жизни, будить общественную мысль, ставить новые вопро сы, разъяснять найденные наукой решения. Благодаря этому, — излишне оптимистичен Лацис,— мы можем не возвращаться здесь ко многим спорам, занимавшим публици- стов-экономистов долгие годы» («Знамя», 1988, № 2). В этой ситуации легко постижимо и уг лубленное зондирование истории. Отечест венной — прежде всего. И не только эког номической, кстати. Апрельский Пленум ЦК партии усилил еще один тематический пласт в публицисти ке — нравственно-этический. И это тоже ПОНЯТНО; только здоровое общество, не разъедаемое изнутри коррозией межлично стных конфликтов, ошибкой индивидуаль ных амбиций, в состоянии преодолеть тяж кие последствия столь опасного социально, го недуга. Член-корреспондент АН СССР Б. Ломов, возглавляющий академический Институт пси хологии, напомнил («Советская культура», 23 апреля 1987 года): словосочетание «чело веческий фактор» впервые появилось в со ветской психологии в 40-е годы, когда стали возникать первые конфликты между до вольно сложной по тем временам техникой и возможностями работника. Эффективность машин заметно снижалась. Новая приклад ная наука — инженерная психология или эргономика — и была призвана оптимальна «согласовать» человека с техникой. , 1 ..;,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2